
На строительство Ленского моста из федерального бюджета будет выделен 41 миллиард рублей
Ленский мост — это самый масштабный проект в Якутии, который должен связать два береги реки Лены со стороны Якутска и Нижнего Бестяха. Общая сметная стоимость проекта, по данным государственной экспертизы, составляет 131 миллиард рублей. Этот мост ждут уже не один десяток лет, в него верят и на него надеются жители республики, чтобы забыть про паромные переправы и дорогостоящие тарифы.
Однако, как выяснилось, мост будет платным, поскольку строится за счет средств инвестора, а эти деньги надо как-то возвращать. В конечном итоге всё равно расходы лягут на карман конечного потребителя — нас с вами, обычных якутян, но с некоторыми условиями. Каким же будет по итогу этот мост, сколько и за что жители региона должны платить — разбиралось 14.RU.
Про прогресс и объемы выполненных работ
30 октября состоялось заседание Общественной палаты республики, на котором министр транспорта Владимир Сивцев рассказал о текущем состоянии Ленского моста. По его словам, строители выполнили «колоссальную и тяжелую работу» на 12 миллиардов рублей, при этом профинансировано порядка 7 миллиардов. То есть, подрядчики реализовали значительный объем строительно-монтажных работ, опережая текущее финансирование, и пока своих денег не видели.

Названия всех компаний, кто занимается строительством Ленского моста
Первый коффердам уже практически собран, и вскоре начнется сборка второго коффердама. Эти элементы являются фундаментом пилонов моста, высота каждой из которых 194,5 и 284,5 метра (всего пилонов будет три). В следующем году коффердамы опустят в воду после ледохода, когда уровень воды будет самым высоким. Всего для строительства коффердамов было произведено 4560 тонн металлоконструкций, которых привезли автотранспортом с тюменского завода «Стальмост».

Коффердам высотой 17 метров и шириной в 36 метров
Первая опора на левом берегу у Старой Табаги уже полностью собрана, вторая опора будет возведена на правом берегу у поселка Хаптагай Мегино-Кангаласского района. В следующем году обустроят еще десять таких опор и на некоторые из них установят пролетные строения. По словам Сивцева, в общей сложности мост будет опираться на 26 опор.

Вот так выглядит первая опора Ленского моста

Памятная табличка

Стройка на левом берегу реки Лены
Как отметил министр транспорта Якутии, «приезжие строители» заняты на основной работе по бурению свайных оснований и возведении металлоконструкций, а «местные» занимаются исключительно отсыпкой площадок и дорог. При этом, по словам Владимира Сивцева, работают там и жители села Старая Табага, а также различные предприниматели, которые обеспечивают питание для строителей и организуют вахтовый городок на обеих берегах реки Лена.
В пиковые строительные сезоны на площадке Ленского моста будет задействовано более 1500 рабочих — от специалистов по отсыпке и бетонным работам до высококвалифицированных инженеров, занятых в строительстве пилонов и монтаже вантовых конструкций.

На бурении работают приезжие строители

Отсыпкой правобережного автомобильного перехода занимаются местные строители. Всего отсыпано 330 тысяч кубических метров песка
Министр особо отметил: «Это оригинальная концессия, этот мост в республиканской собственности». При этом он подчеркнул, что мост будет исключительно автомобильным, пешеходных зон не предусмотрено. Мост не будет соединен с железнодорожной станцией в Нижнем Бестяхе, и вообще, в ближайшее время подобного железнодорожного моста в Якутии не предвидится.

Ленский мост будет исключительно автомобильным
Якутия ждет денег от федералов
Изначально, в первом чтении проекта бюджета на 2026–2028 годы, министр финансов Иван Алексеев вскользь упомянул тему строительства Ленского моста.
«По строительству мостового перехода через реку Лену и проектирования… Здесь у нас в проекте федерального бюджета на предстоящую трехлетку заложены средства в общем объеме 41 миллиард 660 миллионов рублей», — сказал Алексеев.

Владимир Сивцев сказал, что если Алексеев сказал о выделении 55,8 миллиона на Ленский мост, значит, так и есть. Но это пока
Сама республика на строительство моста готова выделить 55,8 миллиона рублей в следующем году и в предстоящие два года точно такие же равные суммы. То есть, в общем счете 167,6 миллиона рублей. Для сравнения: даже на строительство школ и садов в Якутске бюджет региона потратит почти в десять раз больше — 1,4 миллиарда рублей.
Как пояснил министр Владимир Сивцев, софинансирование со стороны республики предусматривает 1% и в первом чтении, действительно, могла быть заложена такая маленькая сумма, «раз министр Иван Алексеев так сказал». Но после второго чтения и распределения дополнительных дотаций правительство внесет поправки, согласно которым республиканские средства составят 7,3 миллиарда рублей в 2026 году, а в ближайшие два года — 5,2 миллиарда рублей и 3 миллиарда рублей соответственно. То есть, Якутия всё-таки должна профинансировать проект на 15,5 млрд рублей. Так должно быть «согласно финансовой модели и распоряжения правительства Российской Федерации», уточнил Сивцев.
Из федерального бюджета, в соответствии с уже принятым законом о бюджете на 2026–2028 годы, предусмотрены 3,7 млрд рублей в 2026 году, 18,3 млрд рублей в 2027 году и 19 млрд рублей в 2028 году — в общем счете 41 млрд рублей.
«Этот закон сегодня в открытых источниках есть, его можно смотреть на сайте Госдумы. Тут мы не придумываем», — заверил Сивцев.
На днях, 30 октября, стало известно, что федеральный бюджет выделит Якутии 4,7 миллиарда рублей в виде казначейских кредитов на строительство Ленского моста. Об этом сообщил глава республики Айсен Николаев в своем телеграм-канале. Но глава не уточнил, когда именно поступят эти деньги — в этом или следующем году.
Стройка Ленского моста началась в октябре 2024 года
Ленский мост будет платным, но не для всех
В документе о программных расходах по проекту закона о бюджете республики на ближайшую трехлетку отмечено, что Ленский мост будет платным. Владимир Сивцев это подтвердил. Проект реализуется в рамках концессионного соглашения, что предполагает привлечение внебюджетных инвестиций, которые являются в том числе платными. Поскольку эти средства необходимо возвращать, введена система платного проезда. Однако это не коснется водителей и пассажиров легковушек — они будут проезжать бесплатно. А вот микроавтобусы, грузовики и тем более крупногабаритные фуры (категории 2–4) будут ездить по тарифам.

Ленский мост будет платным для проезда и без пешеходных дорог
«Для машин второй, третьей, четвертой категории, начиная — если по-простому говорить, от „Газелей“, микроавтобусов, — они будут уже платными. Но сразу хочу отметить, на сегодняшний день в соответствии с нормами, ставками, которые устанавливаются Минтрансом России, самый дорогой проезд для фуры у нас рассчитан в сумме порядка 900–2500 рублей», — сказал Владимир Сивцев.
Таким образом, проезд для крупнотоннажной фуры (до 40 тонн) составит около 2500–2900 рублей. А вот «Хайсы» и автобусы будут ездить за 970 рублей в один конец. Это в разы меньше, чем стоимость переправы авто через Лену на пароме.
Министр Сивцев также подтвердил, что, исходя из экономического расчета, эти деньги будут накладываться поверх тарифа за проезд. То есть ценник для пассажиров этих автобусов вырастет.
«Финансовая модель заложена — проезд для автобусов 970, это будет один автобус платить. Если это какая-то пассажирская перевозка, то, скорее всего, эти деньги сядут в тариф», — сказал Сивцев.
Если в стандартном автобусе вмещается 43 пассажира (или 27 сидячих мест), то каждый оплатит поверх тарифа 22 рубля как минимум. Для «Хайсов» цена будет выше в два раза, поскольку стандартно там вмещается 7 пассажиров. Значит, предположительно, это 138 рублей сверху.
За качество отвечали и будут отвечать
Что касается гарантийных сроков, то тут Сивцев отметил, что все технические параметры строительства Ленского моста заложены в проект, прошедший государственную экспертизу и получивший положительное заключение. Контроль за качеством осуществляется на всех этапах.
По словам Владимира Сивцева, за безопасностью на стройке следят Федеральное автономное учреждение «РосдорНИИ», Ростехнадзор, а также Группа компаний «ВИС» сама осуществляет авторский надзор со стороны проектировщиков.

На правом берегу у села Хаптагай построен бетонный завод
Особое внимание застройщики уделяют даже рецептуре бетонной смеси: если партия не соответствует проекту, она не допускается к использованию. По словам Владимира Сивцева, такие случаи уже были во время строительства моста и материалы переделывались в полном соответствии с требованиями.

По данным разработчиков проекта, мост будет выглядеть так
Техническая характеристика Ленского моста
Общая длина моста с подходами — 14,5 км;
Вантовая часть именно над руслом реки Лена — 3,2 км;
Мост будет двухполосным, ширина каждой полосы — 3,7 метра, с учетом резервной зоны для аварийных служб;
Мост не предусмотрен для пешеходного или железнодорожного движения — это исключительно автомобильный мост.
Про чисто «моржак» и весовой контроль
На строительных площадках в районе Старой Табаги и Мегино-Кангаласского района организованы пункты весового контроля, чтобы исключить проезд перегруженных машин с бетоном или инертными материалами из этой зоны. Также действуют стационарные пункты на подъездах к Якутску — в районе региональной дороги «Умнас» и с района Сатал по постановлению Правительства РФ № 2200.
Министр Владимир Сивцев отметил, что проблема недобросовестных перевозчиков существует, и они намеренно превышают допустимую нагрузку грузов и скрывают номера.
«Если он вместо 11–18 тонн везет 40–60, а то и 80 тонн, это чисто его „моржак“, который он хочет себе заработать. Хотя всё оплачено. Количество рейсов сидит в смете», — сказал Сивцев.
Для решения проблемы республика уже приобрела весовые комплексы, позволяющие точно фиксировать нарушения.
Строительство Ленского моста началось в октябре 2024 года. По плану мост должен быть введен в эксплуатацию в 2028 году по указу президента России Владимира Путина, все опасения о срыве сроков и отсутствии финансирования Айсен Николаев ранее назвал «дилетантскими рассуждениями». Ленский мост — это не только инженерный прорыв, но и символ нового этапа развития Якутии, который свяжет берега реки Лены, обеспечит устойчивое сообщение круглый год и станет основой для социально-экономического роста региона. По крайней мере, так думает Владимир Сивцев. И не страшно, что проезд по нему будет платным.




