Вторую неделю подряд в Якутске горожане жалуются на маршрут № 5. По их мнению после начала транспортной реформы маршрут уже не справляется с потоком пассажиров. В утренние и вечерние часы люди пытаются протиснуться в автобус, а тот «вечно переполнен и повезет, если как-то втискаешься». Водители при этом пассажирам хамят, заявляя: «Кто там вякает?»
Руководитель Городской дорожно-транспортной службы Якутска Эдуард Садовников в пятницу утром проверил, как же ездит на самом деле маршрут № 5 и действительно ли всё так плачевно. 14.RU поговорил с ним про количество автобусов, чего ждать пассажирам в январе и будет ли новый маршрут № 12 ездить по Петра Алексеева, как того просят люди.
На маршрут № 5 добавили два автобуса
Жители Якутска сетуют, что после того как мэрия убрала с линии два маршрута — № 25 и 15 — все пытаются залезть на оставшийся маршрут № 5, что ездит по Петра Алексеева. Отсюда давка и недовольство горожан. Из-за жалоб в соцсетях на прошлой неделе «пятерке» добавили два автобуса. В итоге на линию 6 декабря вышли по графику 14 автобусов. Ранее их было 12 — по 6 с каждой конечки.
— Добавили два автобуса и планируем добавить еще два в январе, чтобы ходили еще чаще. Но всё зависит от количества водителей, которых недостаточно. Да, как и на других маршрутах, бывает толкучка, но на следующем круге она устраняется, и снова интервал становится нормальным, — рассказал 14.RU Эдуард Садовников.
Утром в пятницу он проверил маршрут № 5 на двух остановках: «Медколледж» и «Пояркова». Как сообщил Садовников после, «фактов переполненности автобусов не выявлено, все пассажиры уехали, никого на остановках не осталось».
На наш вопрос, откуда же тогда все жалобы и недовольства, Садовников ответил, что Городская дорожно-транспортная служба никаких жалоб не получала.
— Мы считаем, что половина — фейковые обращения, заряженные недоброжелателями и конкурентами. Поскольку ни видео, ни фотоматериалов в наш адрес не поступало. Писать в интернете можно всё что угодно. Мы сами лично проверяли несколько раз, записывали на видео маршрут утром. Там нет таких описанных вещей, обычная посадка пассажиров, — заявил Эдуард Садовников.
При этом практически на всех видео, которые заснял сам руководитель транспортной службы города, автобусы маршрута № 5 в районе полвосьмого утра уже переполнены. На одном из видео люди стоят прямо на ступеньках.
Но Садовников посчитал, что «ситуация не критичная», ведь главное — пассажиры уехали.
Не забываем про форс-мажоры
Хотя на маршрут № 5 добавили автобусов, это не гарантирует, что каждый день на линию будут выходить все 14. Есть такое понятие, как форс-мажор — автобус может попросту сломаться, не пройти техосмотр, сойти с линии по другой причине, например, водитель не выйдет на работу по болезни. В итоге случаются большие интервалы, и люди вынужденно ждут автобусы дольше положенного времени, а после пытаются протиснуться всей гурьбой, надеясь уехать на работу или в школу. С этим Садовников согласен.
— Действительно, если кто-то из водителей сойдет, что, к сожалению, бывает часто, то в каких-то моментах разрывы вместо 15 минут могут достигать и 20 минут, — сказал Садовников. К слову, он добавил, что в Якутске в день может сойти и 40 машин на разных маршрутах.
Чтобы минимизировать «потерю бойца» на линии, водители пытаются разрыв уменьшить: тот, кто ушел вперед, может притормозить, а следующий за сошедшим автобус, наоборот, должен ускориться.
При этом после транспортной реформы, когда объединили по три маршрута в один лот, появилась возможность перекидывать автобусы с одного маршрута на другой. Конечно, если автобус сошел с линии, то сиюминутно найти замену не получится. Однако на следующий круг новый автобус выйти успеет. Тогда и интервал нормализуется. Прежде «для закрытия таких дыр» вариантов не было. Теперь же ситуация стала гораздо лучше, считает Садовников.
Что думают горожане про маршрут № 5
Один раз выйти с проверкой на маршрут — недостаточно. Так считают пассажиры маршрута № 5. Они пишут в телеграм-канале «Автобусы Якутск», что Садовникову и всем сотрудникам Городской дорожно-транспортной службы нужно проверять маршруты каждый день. И не на тех остановках, что сегодня.
— Отправляйте сотрудников мэрии на маршрут № 5 ежедневно в часы пик, тогда и можно будет делать выводы о реальной обстановке. А так, как предложение, необходимо поставить маршрут № 12 на линию Петра Алексеева от СОШ № 5 до Манньыаттаха и далее. Или любой другой маршрут с улицы Дзержинского перевести на улицу Петра Алексеева. Это же так очевидно. Или сотрудникам транспортного отдела очевидное кажется невероятным? — вопрошает подписчица Алка.
— 5-й маршрут всегда переполнен, интервал увеличился, примите меры! Некоторые водители хамят, чуть стоит сделать замечание при резком торможении, начинают пугать тем, что автобус сломался. Люди с утра едут на работу, опаздывают. Слышать в адрес пассажиров: «Кто там вякает, задолбали». Ужас! — написала горожанка Dana.
После видео, которое Эдуард Садовников выложил с утра, пассажир маршрута № 5 опубликовал собственное видео из салона автобуса.
— Вряд ли 12-й маршрут вернут на Петра Алексеева, потому что водители маршрута сами просили мэрию, чтобы нас отправили ездить по Дзержинского, — пишет Елена Силина.
— Время 8 утра, а автобус полный. Маршрутов № 15 и 25 конкретно не хватает, — писал Роман.
Как рассказала 14.RU жительница Якутска Алена Новикова, которая проживает в районе Областной, утром уехать на работу для нее настоящий стресс.
— Я не могу залезть в автобус. Раньше ездила с Областной до Ильменской на 25-м, и то автобусы кое-как ходили. А сейчас я вынуждена толкаться в «пятерку», который приезжает уже весь битком, потом пересесть на 41-й или 12-й где-нибудь там в центре. Это ужасно неудобно. Обещали, что вместо 25-го будет ездить 12-й. Но он ездит не по Петра Алексеева, а по Дзержинского. Вечером то же самое: в районе семи вечера на маршруте № 12 проезжаю пару остановок, чтобы залезть на «пятерку». И знаете что, 12-й — полупустой! А наша «пятерка», конечно, битком. Получается, я с пересадками еду в переполненном автобусе, плачу за проезд четыре раза в день. Всё ради того, чтобы просто доехать до работы, — пожаловалась Алена.
Маршрут № 12 по Петра Алексеева ездить не будет
По словам Садовникова, Городская дорожно-транспортная служба ежедневно мониторит ситуацию с маршрутами в Якутске. К мнению горожан они тоже прислушиваются и корректируют маршруты с учетом пожеланий большинства. Так, например, случилось с маршрутами № 2 и 19. Но предложение поменять маршрут № 12, чтобы он тоже начал ездить по Петра Алексеева и тем самым разгрузил маршрут № 5, мэрия не рассматривает.
— Иначе интервал сильно увеличится, и жители, ожидающие маршрут № 12 в других районах, где он является единственным, ощутят гораздо больше неудобств — автобус придется ждать долго — чем жители, проживающие по Петра Алексеева. Там есть альтернатива, и в целом в доступе имеются поблизости иные маршруты, — считает Садовников.
Он подчеркнул, что мэрия ориентируется на стабильность движения автобусов и их доступность для жителей во всём городе, а не на отдельных локальных участках.
Добавили бы еще автобусов, но работать некому
Одни горожане сетуют, что убрали маршруты № 25 и 15, другие просят пересмотреть ситуацию с маршрутом № 12, а остальные хотят больше автобусов. Сам Садовников объяснил в разговоре с корреспондентом 14.RU, что на маршрут № 5 можно было бы вывести и 18 автобусов. Как ему кажется, этого количества вполне бы хватило. Но работать попросту некому. Городу сейчас не хватает 236 водителей.
— Увы, никто не хочет работать из-за того, что профессия сложная и в целом негативная, поскольку к водителям отношение предвзятое, — считает Садовников.
Мэрия пытается как-то изменить ситуацию в лучшую сторону, но одним из важных факторов, по мнению Садовникова, является уровень заработной платы.
— Заработная плата водителей на сегодняшний день не конкурирует с иными должностями данной профессии. Например, как на вахте, где зарплата начинается от 150–200 тысяч рублей. Тут же зарплата водителя зависит от тарифа. А в Якутске тариф является одним из самых низких по России и дифференцированный: есть поездки по 20, 33, 40 и 45 рублей, — признаёт Садовников.
Он заверил, что как только ситуация с водителями выровняется, то на маршрут № 5 добавят еще автобусов. С января точно их число будет уже 16. Кроме того, можно будет разрабатывать и новые дополнительные маршруты. 14.RU следит за развитием транспортной реформы в Якутске.
Как решить проблему с маршрутом № 5?