Оперативный штаб Якутии отчитывается о начале выплат для пострадавших в результате паводка, которых уже 4016 человек. При этом пострадавшие села 1-й Нерюктяйинск Олекминского района рассказали 14.RU, что заявления у них не брали и компенсацию никто не получил.
Одним из первых от половодья в Якутии пострадала 76-летняя Мария Винокурова, чей дом затопило 12 мая.
— Комиссия приходила дважды — городская (из г. Якутска. — Прим. ред.) и наша олекминская. Мы спрашивали, когда дадут денег за потоп. Но нам сказали, чтобы мы сами никуда не обращались и никаких заявлений не писали, что они якобы всё сами решат. Я каждый день спрашиваю у соседей, получили ли они хоть какую-то помощь, но никому и рубля не дали, — рассказала корреспонденту 14.RU Мария Винокурова.
По ее словам в селе 1-й Нерюктяйинск затопило более 100 домов, но комиссия включила в список 49 из них, в том числе и ее дом. Село оставалось затопленным больше недели. Глава Олекминского района Николай Харбин при встрече с пострадавшими во время паводка заверил, что при администрации создана комиссия по подсчету ущерба от половодья и «помощь будет оказана всем пострадавшим по справедливости».
— Сразу сейчас сказать, что помощь точно будет — не можем, сказал он нам. Администрация сама ничем компенсировать наши потери не сможет — у самих денег нет. Ущерба очень много. В этом году как никогда нас затопило. И вода очень медленно уходит, — рассказала бабушка.
Мария Винокурова во время паводка жила с дочерью и внуком в сельском клубе, где был развернут ПВР, а после им разрешили пожить в доме-музее олонхосута Соловьева. Но он оказался очень далеко от их дома, и жить там дальше бабушка не может.
— Мне, как старой женщине, ходить пешком оттуда тяжело. Я всё это время убиралась в доме, он весь пустой, сырой, но что делать, придется там жить. Больше мне негде. Спрашивала у комиссии городской, где нам, людям, у которых дома гниют, теперь жить. Сказали, что администрация села просит правительство республики построить нам дома, но при этом участков на это нет, и вообще, когда это будет, неизвестно. Поэтому мы все справляемся своими силами, как всегда. Про деньги спрашиваем, ничего не говорят, кроме «как правительство решит — так и будет», — рассказывает Мария Винокурова.
Вследствие паводка в Якутии пострадали 1004 жилых дома и 1156 помещений.
Прием заявлений от пострадавших граждан продолжается на портале госуслуг и через МФЦ. При этом оперштаб региона отмечает, что крайний срок приема заявлений — 18 июня. Мария Винокурова собирается приехать в Якутск и лично сходить в МФЦ.
— Я всем односельчанам скажу, что нам самим всё-таки надо писать заявления. Нам об этом никто не говорил. Потому что от администрации мы никакой информации не получаем, никаких денег и помощи нам не обещают. Мы в неведении сидим, — сказала Мария Винокурова.
Редакция 14.RU попыталась дозвониться до администрации Олекминского района и лично до главы Николая Харбина, но трубки никто не поднимает и автоответчик любезно просит перезвонить позже. Мы направили на его имя официальный запрос, какую конкретную помощь получат жители района и сколько собрано заявлений от пострадавших.
По информации оперативного штаба Якутии, от пострадавших в результате паводка в регионе принято 6274 заявлений. Из них 3331 подано на единовременную материальную помощь, 2943 — на финансовую помощь. Положительное решение принято только по 1116 заявлениям: 603 на единовременную материальную помощь, 513 — финансовую.
Напомним, что в Олекминском районе Якутии режим ЧС был объявлен 12 мая. Люди ночью пытались спастись на моторных лодках. Всего в районе было затоплено шесть сел.