Автобусная реформа в Якутске вызывает у горожан одни вопросы. Пока еще самой острой остается внушительный интервал движения в вечернее время. Глава Якутска Евгений Григорьев объяснил это нехваткой водителей. Об этом он заявил в эфире программы «Прямой эфир с городом» на телеканале «Россия 24».
— В вечернее время, к сожалению, интервал составляет до 45 минут. В час пик автобусы ходят с интервалом 15 минут, — сказал Григорьев.
С ипотекой помочь и жильем обеспечить приезжих
Мэр заявил, что основная проблема общественных перевозок — обеспеченность кадрами.
— К сожалению, это системная проблема, и она касается всех городов. У нас ведется работа по привлечению дополнительных трудовых ресурсов. По линии МУП «ЯПАК» мы будем выделять общежития, жилье семейным, работать над жилищными программами и над обновлением подвижного состава, — сказал мэр.
Еще в августе Григорьев инициировал письмо в адрес министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики с предложением включить водителей автобусов в программу льготной дальневосточной ипотеки. По мнению Григорьева, не только в столице республики чувствуется значительная нехватка водителей, но и в других городах страны. Его инициативу поддержали мэры еще восьми дальневосточных городов.
В Якутске нехватку кадров ощутили пассажиры некогда существовавшего маршрута № 25, который 4 августа не вышел на линию. Работать оказалось некому. Но и сейчас, после транспортной реформы, горожане вынуждены простаивать на остановках чуть ли ни часами. А теплых остановок на всех не хватает, к тому же их периодически разрушают малолетние вандалы.
Все хотят быть блогерами, а не водителями
Как рассказал 14.RU руководитель «Союз Авто» Андрей Касицкий, в городе не хватает порядка 200 водителей. Ранее Григорьев озвучивал цифру в 234 вакансии.
— Если взять из приезжих, то самым молодым где-то 30-35 лет. Их мало, в основном водителям за 40−45, и это старая гвардия. Молодежи практически нет. Я не знаю с чем это связано. Сейчас, судя по всему, они хотят быть блогерами или вайнерами, а не крутить баранку. Проблема с нехваткой водителей не только у нас, это по всей России. Зарплаты, в принципе, сейчас нормальные, достойные. В среднем водитель может заработать от 100 тысяч рублей и выше, — рассказал 14.Ru Андрей Касицкий.
По его словам, кадровый голод ощущается не только среди частных извозчиков, но и у МУП «ЯПАК».
— У них та же самая кадровая голодовка — порядка тридцати человек водителей не хватает, а у нас где-то порядка двухсот. И это при том, что работа у нас отличается. У нас автобусов больше и график совершенно другой. У МУП «ЯПАК» работа в основном в пригороде, куда автобус ходит через каждые полчаса, а у нас по городу и каждые 10-15 минут, — сказал Касицкий.
Приезжие водители уехали к себе на родину
Проблема с нехваткой водителей существует уже давно, еще с начала СВО. Если в 2019–2020 годах в Якутске было около 400 водителей, то теперь их в два раза меньше, соответственно и автобусы ходят реже, считает Касицкий. Люди без выходных работать сутками напролет семь дней в неделю попросту не могут. Как ни крути. А брать новых неоткуда.
— Когда началось СВО многие приезжие уехали к себе на родину, боясь призыва, — признает Касицкий. — А среди местных желающих мало. К тому же приезжим жить негде. Предприниматели, которые держат маршруты, предоставляют арендное жилье, но за него тоже нужно платить, хоть и меньше, чем в среднем на рынке.
К слову, про жилье. Для водителей мэрия вроде как готовит общежития, и возможно жить там будут не только водители «ЯПАК», но и частные извозчики. Причем есть вариант, что водители, приезжающие работать с улусов или ближайшего зарубежья за аренду платить не будут, только оплачивать коммуналку. Касицкий надеется, что их привлечет такое предложение.
— Ну, что можно сделать, грубо говоря? Объявления везде идут, везде набор идет. Мы же не можем с улицы хватать человека и тащить к себе. С автошколами договаривались, что готовы проплатить учебу на водителей категории D. Потом уже и от администрации помощь пошла. Мы ведь не можем на своем уровне социальную поддержку водителям создать, жилье дать и т. д. Так что совместно с мэрией работаем, — добавил Касицкий.
Не хватает не только водителей, но и автобусов?
Городские власти пытаются разрешить проблему, ставя перед собой задачу и в обновлении автопарка. С сентября в городе появилось еще 19 новых комфортабельных автобуса с кондиционерами. Так называемые «красные автобусы». Все автобусы были закуплены за счет перевозчиков «Союз авто» при поддержке Министерства транспорта Якутии. Они распределены по разным маршрутам. При этом в социальных сетях горожане удивляются, что «красных» нигде не видно. На это пресс-служба мэрии города пишет в телеграм-канале, что автобусы еще как ездят.
— Нередко горожане задают примерно такой вопрос — «Вот покупают новые автобусы, обновляют, каждый год отчитываются, а где они? На улицах то их не видно!». Отвечаем — видно. И с каждым годом красных автобусов в Якутске будет становиться больше, а «пазики» будут неуклонно сокращаться, — сообщает телеграм-канал мэрии «Якутск».
В целом же по городским маршрутам соотношение на сегодня обратное. На один красный автобус приходится примерно 3-4 «пазика», на некоторых маршрутах больше, на других — меньше. На пригородных маршрутах ЯПАК с 2022 года полностью обновлен весь автобусный парк. При этом министр транспорта республики Владимир Сивцев в сентябре заявлял, что по-хорошему в Якутске нужно обновить еще более 200 автобусов.
Только кто будет крутить баранку этих новых «красных» — вопрос.
А вы бы пошли работать водителем автобуса?