В Якутске на заседании постоянного комитета по бюджету и финансам депутат Госсобрания Ил Тумэн Иван Луцкан поднял вопрос о субсидировании перевозок по направлению Жатай — Якутск и обратно. Речь идет о межмуниципальном маршруте № 109, от которого в этом году отказалась мэрия города. Опять-таки автобусная реформа с маршрутом произошла под конец года, и на решение проблемы у правительства республики осталось меньше месяца.
Минтранс Якутии: «Не все рейсы будут заполнены на 100%»
Луцкан отметил, что депутаты «достаточно бурно» обсуждали вопросы межмуниципальных перевозок и пора бы найти этому логическое завершение.
— Хотелось бы услышать решение правительства по данному вопросу. Будет ли маршрут ходить? Каким образом он будет субсидироваться? И будут ли трудности возникать в следующем году? — спросил Луцкан.
Присутствовавшая на заседании замминистра транспорта и дорожного хозяйства Якутии Ольга Рафаилова прокомментировала ситуацию.
— Мы получили окончательные расчеты от Госкомцен: при 100% загрузке субсидия не требуется. При этом мы понимаем, что у нас не все рейсы будут заполнены на 100%, поэтому проводим у себя в министерстве расчеты и буквально на днях также проведем совещание с Госкомцен, чтобы выявить сумму, — сказала Ольга Рафаилова.
По ее словам, ранее была озвучена сумма субсидии в 26 миллионов рублей, но не была согласована.
— Возможно, после того, как мы эти расчеты завершим, сумма будет ясна, — сказала Рафаилова.
В ГО «Жатай» по итогам переписи населения на 1 января 2023 год проживало 11 583 человека. На территории муниципального образования по итогам Всероссийской переписи населения 2020 года проживали представители более 40 национальностей, из которых самыми многочисленными являются: русские — 81,7% и якуты (саха) — 11,0%.
Люди в ожидании автобусов
До конца года остался всего месяц, и пока министерство и Госкомцен решают, сколько дать денег и стоит ли вообще субсидировать маршрут № 109, жители Жатая с волнением ждут 1 января. В телеграм-канале «Автобусы Якутск» люди почти каждый день спрашивают, что же станет с их маршрутом и приедет ли сегодня к ним автобус. Одни в ответ невесело шутят: «Потерпите немного, с 1 января 2025 года автобусы вовсе прекратят курсировать».
У этих шуток есть обоснование — с 7 октября автобусы по направлению Жатай — Якутск стали ездить реже. В итоге люди толпами ожидали свои автобусы на остановках в надежде уехать с утра на работу, а вечером вернуться домой. Пассажиры выстраивались в очереди, а водители всё равно не могли их всех забрать.
Чей же это все-таки маршрут?
Ранее глава города Евгений Григорьев заявил, что субсидировать маршрут № 109 Якутск больше не будет, средств на следующий год в бюджете не заложено.
Все эти годы субсидирование велось исключительно за счет города, а это десятки миллионов рублей, сказал мэр. Но в этом году Контрольно-счетная палата признала расходы незаконными, по представлению прокуратуры суд взыскал с МУП «ЯПАК» штраф в размере 1,8 млн рублей. Это стало последней каплей.
Глава Якутии Айсен Николаев счел, что локальные проблемы должны решать муниципалитеты, «всё и вся перевешивать на республику нельзя», у правительства есть «гораздо более серьезные темы».
И все-таки Минтранс на заседании комитета по бюджету подтвердил, что рейс № 109 — это межмуниципальный маршрут, и его должно регулировать государство. На вопрос депутата Ивана Луцкана: «Забираете ли вы себе маршрут?», Ольга Рафаилова ответила утвердительное: «Да».
Замминистра уточнила, что на перевозки 2025 года будут объявлены торги. Их может выиграть любой перевозчик, в том числе муниципальное предприятие, то есть тот же МУП «ЯПАК». Но при этом маршрут будет не под ведомством городских властей, а Минтранса региона. «Работа ведется», — заверила Рафаилова. Правда, когда это всё начнется и закончится, чтобы жители Жатая, наконец, вздохнули свободно — неизвестно.
Пока администрация Якутска ввела временную схему движения автобусов по маршруту Жатай — Якутск.
— Обо всех изменениях межмуниципального маршрута № 109 будет сообщено дополнительно, — добавили в пресс-службе мэрии Якутска.