Фонтан из фекалий — это не ЧП
В Якутске у жительницы одной из квартир по улице Чернышевского, 110Б Алены Авакшиной случилась катастрофа: 2 января, придя домой после новогодних праздников, она обнаружила потоп. Всю квартиру залило сточными водами, а из унитаза и раковины бил фонтан из фекалий.
Оказалось, что перемерзли канализационные трубы, что проходят именно под ее квартирой. Об этом ей сообщили в управляющей компании «РИФ». Сантехники разморозили трубу в тот же день по ее заявке.
— Я пришла показать старшему сыну, как мы с мужем провели ремонт. Купили эту квартиру два года назад в ипотеку у застройщика «Сэттэ». Она была черновая. Ремонт делали два года, откладывая на это все сбережения. Недавно я родила второго ребенка и из декретных тоже вложила деньги. Потихонечку-потихонечку мы делали ремонт, надеясь, что к концу января переедем. И тут такое, — рассказала 14.RU Алена Авакшина.
После аварии девушка в тот же день попыталась через диспетчера УК вызвать инженера и составить акт залива квартиры. Однако ей отказали, заявив, что у всех выходные, нужно обращаться 9 января. По внутреннему регламенту УК «РИФ» инженер может выехать в течение семи дней, а не день в день, объяснил диспетчер Алене.
— Я говорю, мне что 7 дней ждать со всеми этими фекалиями? Она сказала, что да, это не ЧП, главное, что мне устранили аварию. Вот и всё, — говорит Алена.
На следующий день девушка сама составила акт от руки, пригласила не уехавших на праздники соседей побыть свидетелями катастрофы в ее квартире. После Алена вызвала оценщиков. Они оценили причиненный ущерб в 300 тысяч рублей. Следом Алена обратилась в Роспотребнадзор и городскую прокуратуру, направив также письмо на имя директора УК Владимира Соколова с просьбой провести осмотр.
— Я описала подробно ситуацию, что залив был с фекалиями, что акт мне никто не составил, — рассказывает Алена.
Пришла беда, отворяй ворота?
Но не успела девушка вызвать клининговую службу и очистить квартиру от, простите, говна, спасти свою технику (а там стиралка, холодильник, посудомоечная машина, водонагреватель, и всё это новенькое, даже не распакованное), как 5 января ее затопило повторно.
И снова приехали сантехники, вновь разморозили трубу и уехали, вспоминает Алена. На этот раз инженер всё-таки пришел, осмотрел место происшествия и предложил Алене прийти за актом 9 января. То есть к 6 января после двух заливов никаких официальных документов от УК у Алены не было.
Делать нечего — супруги Авакшины решили ждать: муж работает посменно, на руках у девушки двухмесячный малыш и сын школьник. Но 10 января Алена всё-таки пришла в управляющую компанию, где вместо акта ей предложили клининг.
— Они увидели, что я написала в различные телеграм-каналы, обратилась в СМИ. Я не знала, как мне быть. Новый год, никто не работает, ты один на один со своей бедой, а помочь некому. И я не знала, стоит ли мне убирать квартиру или надо ждать, пока инженер оформит все документы. Беспокоилась, что они укажут совсем другую причину прорыва трубы, — объясняет Алена.
«И что, ваша квартира до сих пор в говне?»
Директор УК Владимир Соколов, по словам девушки, остался крайне недоволен ее решением придать ситуацию огласке. Разговор не получился. По словам Алены, мужчина был с ней резок.
— «И что, ваша квартира сейчас до сих пор в говне, что ли?» — вот так мне сказал. Я ответила, что да, потому что неизвестно, сколько она стояла в таком состоянии, ведь мы в той квартире не живем. Может, авария произошла не 2 января, а раньше. Днем раньше я ее уберу или днем позже — уже всё пропиталось. Он со мной так разговаривал, будто это моя вина, что у них прорвало канализационную трубу, — рассказывает Алена.
Девушка попыталась объяснить Соколову, что ей нужен не просто клининг, а ремонт. Сотрудник Роспотребнадзора, который проверил ее квартиру после первого залива, объяснил, что придется не просто менять ламинат, а ломать полы — все сточные воды пропитались под полом и потом вся эта вонь будет выползать наружу. К слову, девушке обещали предоставить отчет проверки на микроэлементы.
Соколов, опять же, по словам Алены, предложил перестелить ламинат, остальное отмыть и продезинфицировать. Девушка не успела обдумать это пусть и не очень заманчивое предложение, как тем же вечером 10 января соседи прислали видео, где затоплен подъезд их дома. Оказалось, что трубу прорвало снова.
В третий раз, но без фекалий
— Я надеялась, что это не из нашей квартиры течет, потому что на этот раз вода была чистая. Но муж срочно приехал и проверил — всё-таки у нас, и опять та же история, та же проблема, только вода уже залила весь подъезд, — говорит Алена.
И снова сантехники, снова размораживание труб, снова уборка. Алена уже в третий раз обратилась в прокуратуру и Роспотребнадзор. Опять обратилась в управляющую компанию с просьбой о помощи.
— Просила принять заявку, чтобы помогли откачать воду. Диспетчер сказала, что воду будут откачивать только из подъезда, но не из нашей квартиры, потому что она сама по себе стечет вниз в подвал, — рассказывает Алена.
В итоге ее мужу пришлось всю воду вычерпывать ведрами, а ее набралось уже на 7 сантиметров.
Причиной мог быть цемент?
Алена рассказала 14.RU, что 11 января сходила в управляющую компанию и предоставила директору Соколову оценку. Девушку не устраивала сумма, потому что на ремонт потратили около миллиона, но она была готова согласиться и на 300 тысяч рублей, лишь бы спасти свое жилье. Однако Соколов с заявленной суммой не согласился.
— Он сказал, что оценка завышенная, что сам сделает нам ремонт со своими работниками. Я согласилась на условиях, чтобы материалы и работников мы выбрали сами. Но это его не устроило, — говорит Алена.
В итоге у девушки только акт о затоплении от 2 января, где указано, что испорчен только ламинат, но хотя бы УК подтвердила, что причиной стало промерзание канализационных труб.
— У меня вся квартира и техника залита фекалиями, которая уже непригодна к применению, как я буду ребенка после такого мыть в той же ванной? — не понимает Алена. — Директор заявил, что причиной мог быть засор, потому что жильцы делают ремонт и якобы заливают в унитаз цемент. Но мой муж с сантехниками проверял эти трубы и снимал всё на камеру. Там не было ничего, кроме промерзшей трубы, — говорит Алена.
В прокуратуре города Алене сообщили, что проверка уже идет. Муж Алены взял отгул на неделю, чтобы заняться квартирой. Вскоре придут оценщики, всё зафиксируют. И после этого супруги уже вызовут клининговую службу и начнут снимать полы, искать бригаду ремонтников. Параллельно Алена будет подавать на УК «РИФ» в суд.
Сейчас супруги Аватшины всё еще живут в съемной квартире, но денег на аренду уже нет. По идее, семья планировала переехать в новую свежеотремонтированную квартиру к концу января. Оставалось покрасить стены. Алена говорит, чтобы была согласна жить там даже без потолков и дверей. Лишь бы у себя дома.
— Теперь придется как-то выходить из ситуации. Я собиралась ремонт закончить на месте, потому что финансово уже не тяну аренду и ипотеку, ведь сижу по уходу, и у меня, естественно, ни денег, ничего. Теперь снова придется искать деньги на ремонт, — сетует Алена.
А что говорит УК «РИФ»?
Поговорить с господином Соколовым нам не удалось, поскольку никак не можем застать его на рабочем месте. Но с нами пообщался его заместитель, представившийся Игорем Петровичем. По его словам, директор комментарии не дает, аварию по факту устранили, акты все Алене на 17 января выдали за все три дня. Но Алена отрицает этот факт, заверяя, что у нее на руках лишь акт от 2 января.
— Зачем нам комментировать ситуацию? Аварию устранили. Канализация может перемерзнуть по любой из причин. Собственники сверху могут накидать то, что они не должны кидать в свой унитаз, например. Сейчас точно сказать не могу, канализацию надо полностью разобрать, чтобы найти причину, — сказал Игорь Петрович.
По его словам, Алене предлагали очистку квартиры от фекалий, готовы были рассмотреть возможность проведения ремонта после первичного залива. Но девушка сама отказалась.
— Она до сих пор отказывается. То есть там до сих пор, как было, так и есть в квартире, и это вопрос к собственнику. Директор сам лично с ней разговаривал. Я не присутствовал. Может быть, предлагал заменить полы, действительно, потому что во время течки они пришли в негодность. А почему нет? Это же ламинат, если я не ошибаюсь, в таких ситуациях ему всегда сразу конец, — считает Игорь Петрович.
Про материальную выплату компенсации в досудебном порядке речь не шла, добавил он.
— Материальный ущерб — это дело второе. Обычно занимаются первоначальным восстановлением после аварии и тем, что пострадало, чтобы привести в первичный вид. Материальный ущерб можно обсудить с собственником. Но к нам пока никаких досудебных заявлений или еще чего-то не поступало, — заявил Игорь Петрович.
Лопнет ли труба в четвертый раз — неизвестно. По словам Игоря Петровича, обследование начнется только с потеплением на улице, чтобы вырезать кусок трубы, где предположительно было промерзание, и инженер уже осмотрит. Если будет необходимость, то заменят, если же нет — то нет. А вообще проблема раздута, считает он.
— Собственник ходит, сама не соглашается с оценкой, говорит, что принесет другую. Вот зачем-то вас привлекает. Хотя это первый этаж, это обычная ситуация, когда в канализации такое возникло. Решить вопрос, восстановить то, что сломано, и так далее, мы не против, — заверил Игорь Петрович.
С одной стороны, действительно, ситуация абсолютно бытовая. Но когда вы возвращаетесь в свою новую квартиру 2 января с большими планами на будущее, потратив на эту самую квартиру несколько миллионов рублей, нервов и времени, а вас ждет фонтан из фекалий, а вас еще просят ждать семь дней — такое себе удовольствие. Как быть в таких случаях, куда бежать и кого просить о помощи? Мы направили запрос в Министерство ЖКХ Якутии, в прокуратуру города и Роспотребнадзор не только конкретно по случаю Алены, а в целом чтобы на будущее такая беда не случилась ни с кем. Как получим ответы, опубликуем.
Кто прав в этой ситуации?