В Якутии начинается реализация крупнейшего строительного проекта: от Байкало-Амурской магистрали до Якутска будет проложена железная дорога.
Как сообщал вице-премьер В. Яковлев, сейчас уже построено около 360 километров дороги от БАМа до поселка Томмот. Но для того, чтобы ветка была протянута до Якутска, необходимо построить еще около 440 километров.
Необходимость строительства правительство мотивирует так: сейчас 70% грузов в республику завозится речным транспортом и ежегодно северный завоз обходится казне в 8 млрд руб., причем 4,5 млрд выделяет федеральный центр. После того, как в этом году река Лена сильно обмелела, северный завоз вообще оказался под угрозой срыва.
Железную дорогу до Якутска собирался строить еще Николай II, но так и не начал. При советской власти строительство было вторично начато в 1985 г., но построено было меньше половины. Как сообщает «Металлоснабжение и сбыт», общая стоимость прокладки железной дороги до Якутска составляет 30 млрд руб. Якутское руководство собирается привлекать для строительства частный капитал от компаний, которые разрабатывают в районе прохождения железнодорожной ветки месторождения полезных ископаемых.
По словам зампреда Совета по изучению производительных сил при Минэкономразвития РФ В. Забедина, который проводил экспертную оценку проекта, для окончания строительства железной дороги до Якутска необходимо привлечь кредиты международных финансовых организаций в размере от 420 до $770 млн. Срок окупаемости проекта в этом случае может составить от 9 до 12 лет.
Однако пока ни одна компания не выразила готовности вложить средства в строительство железной дороги. По данным В. Яковлева, строительство дороги, до Якутска позволит снизить стоимость северного завоза примерно на 30%.
REGIONS.RU