Парламентарии Якутии, заслушав доклад уполномоченного по защите прав предпринимателей республики Альбины Кычкиной, подняли вопрос о стоимости тарифов на паромной переправе.
Депутат Александр Сусоев назвал паромщиков «монополистами», которые устанавливают свои цены и, «по сути, закон не нарушают», но интересы пассажиров при этом не учитывают. Сусоев напомнил, что в этом году стоимость проезда для пассажиров резко выросла в 2,5 раза и была снижена лишь после вмешательства представителей органов власти. Однако, как считает депутат, проблема осталась. Напомним, что стоимость проезда была повышена до 500 рублей в один конец.
— После вмешательства представителей органов власти стоимость немного уменьшили, но проблема остается. И, по сути, они закон не нарушили, но практически являются монополистами в этой области, надо это признать. Поэтому вопрос: как защитить людей от резкого скачка цен на будущее? — задал депутат Сусоев вопрос Альбине Кычкиной.
Уполномоченная по правам предпринимателей в республике согласилась, что действительно государство не регулирует деятельность паромных переправ. Она также отметила, что жалобы со стороны пассажиров они получали неоднократно и не только в этом году, но и в прежние годы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, перевозка пассажиров и их багажа возможна только при наличии государственного или муниципального контракта. Сейчас такие контракты между правительством Якутии и перевозчиками отсутствуют. Следовательно, государственного регулирования цен на эту услугу быть не может. Тарифы за перевозку пассажиров любым речным транспортом (воздушные подушки, паромные переправы, лодочные такси, катера и прочее) формируются свободно на основе рыночных условий.
Госрегулирование, конечно, может быть, но надо, чтобы оно было обоснованным.
— Это деятельность, которая не регулируется государством. Мы регулярно получаем информацию о том, что повышаются цены на паром. Здесь я могу сказать, что нужна здоровая конкуренция, нужно создавать условия, чтобы больше появилось в этой отрасли предприятий, тогда и цена упадет, — высказала свое мнение Альбина Кычкина.
При этом омбудсмен подчеркнула, что ранее к ней поступали предложения о введении госрегулирования тарифов на паромные перевозки для пассажиров.
— Госрегулирование, конечно, может быть, но надо, чтобы оно было обоснованным. Здесь нужно поступать осторожно. Когда-то мы с Госкомцен пытались рассмотреть эту проблему, но у нас не очень большое количество предприятий, поэтому госрегулирование, наоборот, может повлечь уменьшение конкуренции, — отметила Кычкина.
Председатель постоянного комитета по экономической, инвестиционной и промышленной политике Госсобрания (Ил Тумэн) Павел Петров напомнил, что тарифы регулирует только государство и «никто иной». Но депутат согласился с существующей проблемой, добавив, что непонятно, «как быть людям, когда нет социальных групп перевозки».
Напомним, что Госкомцен утвердил окончательную стоимость грузопассажирских перевозок 23 мая. Цены выросли в некоторых позициях в два раза. Если в 2023 году легковушку можно было перевезти из Якутска до Нижнего Бестяха за 650 рублей, то в этом году цена выросла до 950 рублей. Паромщики предлагали свои тарифы на все виды транспорта, и в их прайсе стоимость перевозки легковушки равнялась 1000 рублей.
При этом, как рассказал корреспонденту 14.RU директор УК «Паромы Якутии» Николай Ефимов, стоимость перевозки тяжелых грузов они оставили на уровне прошлого года, хотя Госкомцен повысил их на 7,2%. Свое решение Ефимов объяснил тем, что эти тарифы влияют на продуктовую корзину потребителей, ведь большегрузы возят продовольственные и социально значимые товары.
Добавим, что 29 мая, не согласившись с новыми тарифами Госкомцен, директор УК «Паромы Якутии» подал в суд на комитет, чтобы аннулировать приказ от 23 мая. В Верховном суде Якутии 14.RU подтвердили, что 27 июня состоится рассмотрение дела. Паромщики намерены отстаивать свои тарифы. Редакция 14.RU направила официальный запрос в Госкомцен по поводу предстоящего суда. Как только ответ поступит, мы его опубликуем.