Каждый автомобилист, лично заправляющий автомобиль, наверняка задавался вопросом: «Почему у нас так много нефти и при этом такой дорогой бензин?» Интрига в том, что цены на бензин не находятся в прямой зависимости от цен на экспортное топливо. Процесс его производства сложный, многоступенчатый и требующий вложений.
Еще один вечный вопрос – качество топлива. В дружеских спорах о том, где лучше заправлять машину, можно услышать прямо противоположные версии. Одни до последнего отстаивают честь крупных топливных компаний, другие машут рукой и заявляют, что «всюду льют из одной банки». Не секрет, что бензин одного и того же завода могут продавать различные компании. Тем не менее в путешествии по незнакомым местам мало кто из нас отважится заправиться на АЗС с неизвестным именем. Доверие к определенным брендам – не просто каприз интуиции. Необходимость сохранять репутацию заставляет крупные компании устанавливать жесткую систему качества продукта.
Так, в компании «Газпром нефть» контроль качества ведется на всех этапах производства, транспортировки и реализации топлива – от нефтеперерабатывающих заводов до топливораздаточной колонки. В том, что разбавить бензин здесь не просто невозможно, да и бессмысленно, журналистам довелось убедиться, лично проследив за всеми этими этапами.
Заводской круговорот
Попадая на завод, нефть поступает на установку первичной переработки (крекинг), где разделяется на фракции: газ, бензин, авиационный керосин, мазут, дизельное топливо. Нестабильная бензиновая фракция (та, где присутствуют легкие углеводороды) идет на стабилизацию, то есть подвергается воздействию повышенных температур, в результате чего метан, этан и пропан «выпариваются». Затем наступает черед вторичной переработки. Дизельное топливо с большим содержанием серы отправляется на гидроочистку, будущий бензин – на установку ароматических углеводородов или установку каталитического риформинга. Здесь из бензина удаляются сернистый, азотистый кислород и все металлы, непредельные соединения гидрируются до предельных. Очищенное топливо идет на изомеризацию.
Изомеризация – это тот самый процесс, который позволяет получить бензин с различным октановым числом. Изначально бензин – это парафиновые углеводороды, которые имеют низкое октановое число. Нагрев его до определенной температуры с применением специальных катализаторов, получаем компонент с октановым числом 90-91. Как же получают АИ-95 и АИ-98? Здесь идут в дело установки риформинга: низкооктановый бензин смешивают с топливом, в котором октановое число доходит до 103, но слишком много ароматических углеводородов. В итоге получается то что надо.
Отметим, что большая часть установок на заводе разработана за рубежом, для их обслуживания также требуются катализаторы зарубежного производства. Одним из достижений Омского НПЗ и ученых Института проблем переработки углеводородов СО РАН является совместная разработка собственного катализатора крекинга. Он содержит в два раза меньше дорогостоящих редкоземельных элементов, что позволяет снизить себестоимость продукции и значительно увеличить объемы выпуска топлива.
Октановое число – это маркер воспламеняемости топлива скорее, склонности топлива к детонации. Если прямогонный бензин (92) воспламеняется очень быстро, то ароматика (98) инертна к воспламенению. Каждый двигатель требует определенной степени сжатия. То есть если в бензобак залить топливо со слишком низким октановым числом, произойдет детонация: смесь воспламенится, не дождавшись, пока поршень дойдет до мертвой точки. Двигателю это грозит потерей мощности, перегреванием и быстрым износом. Экологии – повышенным выбросом вредных веществ.
Нефтебаза: полезная бесчеловечность
Из резервуаров завода топливо по трубопроводу отправляется на нефтебазу. Омская нефтебаза – также повод для гордости руководства «Газпромнефти». В прошлом году она была полностью реконструирована и на сегодняшний день позволяет почти полностью исключить влияние человеческого фактора на процесс хранения и перевалки.
Здесь автоматизировано практически все. Система самообслуживания водителей бензовозов, по словам генерального директора «Газпромнефть-Терминала» Павла Полищука, сократила время отгрузки нефтепродуктов в три раза. На базу заезжают только те бензовозы и те водители, которые заранее были внесены в электронный список. Чтобы отгрузить топливо, им необходимо идентифицироваться в терминале с помощью пластиковой карты и дождаться своей очереди. После этого автоцистерна проходит процедуру проверки – на нефтебазу допускаются только пустые бензовозы, чтобы исключить смешения нефтепродукта – после чего они могут заезжать на территорию.
Процесс отгрузки нефтепродукта в бензовоз также проходит в автоматическом режиме. Здесь применяется система верхнего и нижнего налива, которая признана более быстрой и безопасной. Новая автоматизированная станция налива топлива позволяет одновременно обслуживать восемь автоцистерн, а ее производительность составляет 1200 кубометров в час.
Перед выездом с нефтебазы водитель получает отгрузочные документы, которые автоматически формируются в системе, согласно данным отгрузки. Каждый бензовоз перед выездом с объекта пломбируется.
Отметим, что на территории нефтебазы располагается независимая лаборатория. Именно сюда на исследование отправляются пробы, которые отбирают после и перед каждой закачкой топлива в резервуар. В бензине определяется 15 характеристик: содержание серы, фракционный состав, давление насыщенных паров и прочее. Если хоть один из этих параметров не соответствует заявленному в документах, топливо считается некондиционным.
АЗС: военная точность
Отбор проб – это постоянный процесс, сопровождающий бензин на протяжении его пути к бензоколонке. Пробы отбирают в процессе производства, во время прибытия и хранения на нефтебазе и после слива бензовоза в резервуар автозаправочной станции.
Прежде чем перегнать бензин из цистерны в резервуар, специалист АЗС обязан проверить чистоту резервуара. Затем берутся две пробы: одна для испытания в лаборатории, другая арбитражная. Если окажется, что бензин некондиционный, его снимают с реализации. Арбитражная проба хранится до конца полной продажи партии. Такой контроль позволяет компании избежать возможных недоразумений.
«Если у клиента возникнет необходимость проверить качество топлива, арбитражную пробу мы отправим на экспертизу, – говорит руководитель направления качества топлива сбытового блока компании «Газпромнефть» Виктор Чуяков. – Также мы всегда готовы передать эту пробу клиенту, чтобы он смог провести независимый анализ».
Фото: Фото предоставлены компанией «Газпромнефть»