Страна и мир Спецоперация на Украине «Я уже заплатила 200 тысяч»: как жены и мамы добиваются отпусков для мобилизованных бойцов из Сибири — кто-то не видел родных по году

«Я уже заплатила 200 тысяч»: как жены и мамы добиваются отпусков для мобилизованных бойцов из Сибири — кто-то не видел родных по году

Некоторые мобилизованные не были в отпуске ни разу — не помогает даже прокуратура

Оказалось, что получить отпуск удается не всем мобилизованным

В сентябре 2023 года председатель комитета по обороне Госдумы России Андрей Картаполов рассказал, что ротация на СВО не предусмотрена, и мобилизованных россиян вернут домой только по окончании спецоперации. Тем не менее отпуска бойцам все-таки положены: раз в полгода они могут вернуться домой на две недели, причем время, затраченное на дорогу, отпуском считаться не будет. Увы, то, что идеально выглядит в словах чиновников, не всегда воплощается в реальность. В редакцию NGS.RU обратились родственники двоих мобилизованных из Новосибирска, которые не могли получить обещанный отпуск и увидеть свои семьи. А после журналист поговорил с третьей женщиной: она сумела вернуть мужа домой, хотя потратила крупную сумму денег на услуги юристов.

«График отпусков установлен, но не соблюдается»: история Ильи и Татьяны К.

В конце сентября 2022 года новосибирец Илья К. (его полное имя, как и имена остальных героев публикации, известны редакции NGS.RU, но не разглашаются в соответствии с законом) получил повестку из военкомата и отправился сначала в учебный лагерь на улице Иванова в Советском районе, а затем — в зону проведения спецоперации. Был ранен, реабилитацию проходил в России, но полноценного отпуска за год службы не получил ни разу.

— В мае он получил контузию: у него не срабатывала какая-то группа мышц, не мог руку в кулак сжать, — вспоминает мама мобилизованного Татьяна Петровна. — Жена и дети съездили к нему в санаторий в Калининградскую область, а я человек нездоровый и поехать не смогла. Год я его не видела.

Пожилая женщина каждый день ждет звонка или хотя бы сообщения от сына, постоянно на связи с женой Ильи. Узнать, что с сыном всё в порядке — уже бесценно, но Татьяна Петровна мечтает наконец увидеть его вживую. Увы, с этим возникли проблемы — даже несмотря на то, что Илья заключил договор с юристом, представляющим его интересы в Новосибирске.

— Отпуск по ранению он не получал, очередной отпуск, положенный через 6 месяцев, — тоже, ни одного из двух положенных отпусков, — рассказала представитель бойца, юрист Екатерина Владимирова.

С жалобой она обратилась в Центральный военный округ Минобороны РФ, а также в военную прокуратуру Новосибирского гарнизона. Ведомство провело проверку и установило, что права Ильи К. действительно были нарушены:

— Надзорными мероприятиями, проведенными в воинской части, установлено, что график предоставления военнослужащим части в 2023 году отпусков разработан и утвержден, однако установленным порядком не соблюдается, в связи с чем в адрес правомочного командования внесено представление об устранении нарушений закона, — ответили юристу в прокуратуре, однако тут же уточнили: боец уже прикомандирован к другой воинской части, но ее еще никто не проверял.

В прокуратуре Новосибирского гарнизона признали, что права Ильи К. были нарушены, но отпуск мужчина так и не получил

В адрес командира военной части прокуроры вынесли представление о недопустимости нарушения установленного графика отпусков, однако возымела ли эта мера практический эффект — вопрос открытый.

«Кто-то накосячил и не вернулся»: история Сергея и Елены М.

По сравнению с рассказом Татьяны Петровны может показаться: жительница города Оби Елена М. просто не понимает своего счастья. Хотя ее супруга тоже призвали в первые дни частичной мобилизации, мужчина с тех пор уже дважды побывал дома.

Вот только Елена особенно везучей себя не считает. Прошлой осенью она осталась с 11-летним сыном и полуторагодовалой дочкой в недостроенном частном доме с печным отоплением, без бабушек и дедушек, а главное — без любимого мужа. К мобилизации семья оказалась не готова: Елена говорит, что была полностью уверена — Сергей, страдающий тяжелой гипертонией и имеющий плохое зрение, на фронте не пригодится. Не испугалась даже тогда, когда муж получил повестку: решила, что в учебном лагере супруг пройдет медкомиссию и вернется домой. Но вместо этого в октябре Сергей с остальными сослуживцами отправился на территорию Украины.

В первый раз мужчину отпустили отдохнуть строго через полгода, в апреле 2023 года. Летом Сергей вернулся в Новосибирск еще раз — долечиться и проходить ВВК после ранения. Неизвестно, повлиял ли такой длительный «отдых» на дальнейшие события, но очередной отпуск мобилизованный так и не смог получить.

— Второй отпуск ему должны были расписать в сентябре, но говорят, кто-то накосячил и из отпуска не вернулся, поэтому всех отпускать пока перестали, — предполагает Елена, но тут же сама оговаривается: она не знает, насколько правдиво это объяснение. — Уже октябрь прошел, а его не отпускают и не отпускают…

Часть мобилизованных съездила в первый, предоставляемый после 6 месяцев службы отпуск

По словам женщины, разлука дается тяжело не только ей, но и всей семье. Сын отбился от рук и съехал по учебе, не помог даже психолог. Маленькая дочка смотрит в окно и зовет папу, а Елена всякий раз вздрагивает: неужели отпустили? Малышка как раз заговорила связными предложениями, а ее отец пропускает эту важную часть жизни ребенка.

— Иногда он мне говорит по видеосвязи, что спокойнее было бы не звонить, — всхлипывает Елена. — Он мужчина, но когда видит дочку, понимает, что Алина (имя ребенка изменено. — Прим. ред.) растет без папы, и плачет.

Женщина неоднократно жаловалась в приемную президента, сначала, когда мужа только мобилизовали, потом — из-за того что, несмотря на серьезное ухудшение здоровья, его не комиссовали, наконец, из-за непредоставления отпуска (все обращения есть в распоряжении редакции. — Прим. ред.), но результатов это не принесло.

— Раз восемь я писала. Сначала по делу, потом что попало уже, ­­­— Елена самокритично уже признается в том, что давала волю эмоциям. — На 18 ноября поеду в Москву, записалась на прием [в приемную] к Путину. Я готова уже и к президенту идти, и на митинг, лишь бы его домой отпустили хоть ненадолго.

«Я везде ходила с юристами, и муж приехал»: история Виктории и ее мужа

Виктория, как и Елена М., жительница города Оби, но до начала мобилизации женщины знакомы не были: свели их общие жизненные обстоятельства.

Муж Виктории, по словам женщины, на спецоперацию отправился, несмотря на камни в почках, и до 29 октября 2023 года отпуск не получал. Она тоже писала во все инстанции, а потом и вовсе обратилась в суд: была твердо уверена, что мужу нужна медицинская помощь.

— 31 января я начала везде писать [чтобы мужа комиссовали по состоянию здоровья], потом обратилась в суд. Суд я 26 мая проиграла, не понимаю почему. Подала на апелляцию, там еще всё на рассмотрении, — рассказала женщина. — [Я обращалась в суд] даже не чтобы его вернули домой, а хотя бы для того, чтобы ему оказали медицинскую помощь.

Параллельно Виктория начала добиваться, чтобы мужу предоставили положенный по закону двухнедельный отпуск. Она обращалась к властям Новосибирской области за содействием и в Министерство обороны, но ни одно из обращений (они есть в распоряжении NGS.RU) не привело к результату, который бы устроил женщину: военнослужащему, например, изменили категорию годности на В, но не вернули его домой и не положили в госпиталь.

— Военная прокуратура 28 августа вынесла представление командованию части, к которой приписан мобилизованный, но это представление никто не исполнил, — утверждает женщина (ответ есть в распоряжении редакции NGS.RU).

Виктория вновь пошла в суд, и лишь теперь, спустя 9 месяцев напряженной борьбы, ей удалось снова увидеть супруга.

— В это воскресенье приехал, ­– со слышной даже по телефону радостью говорит Виктория. — Уже записались на обследование.

За неделю Виктория не смогла прислать в редакцию решение суда, поэтому нельзя точно понять, действительно ли возымели действие ее усилия и иск удовлетворили, или супруга просто отпустило в отпуск командование. При этом Виктория боится, что последовать ее примеру и пойти в суды сможет далеко не каждая женщина: самой сибирячке это вышло в копеечку.

— Я везде ходила с юристом, — рассказывает женщина. — Я уже заплатила ему 200 тысяч. Каждое заседание — 7 тысяч рублей. Каждое исковое заявление, каждое ходатайство — отдельная сумма.

Для многих родственников мобилизованных траты ограничились покупкой вещей в учебный лагерь. Но Виктории пришлось заплатить значительно больше

При этом Виктория убеждена, что, возможно, остальным женам мобилизованных придется действовать вообще своими силами:

— Мобилизованные — они же, как мы с вами, как обычные работающие люди, им положен отпуск, но ничего, ничего не исполняется!

Чтобы узнать, на каких условиях мобилизованным предоставляется отпуск, журналист обратился к координатору движения «У военнослужащих тоже есть права» Алексею Ковалеву, но он прокомментировать предоставление отпусков не смог.

— Эта ситуация находится вне правового поля, — объяснил юрист. — По большому счету, здесь даже судиться бесполезно.

На момент публикации Илья К. и Сергей М. всё еще находятся в зоне боевых действий. Когда они смогут поехать в отпуск, никто не знает.

НГС отправил запросы в военную прокуратуру и ЦВО, чтобы узнать, есть ли причины, по которым военнослужащего могут не отпустить в положенный ему отпуск, а также выяснить, когда семьи смогут увидеть своих мужей и сыновей. Ответы на запрос в установленный законом о СМИ срок не пришли.

Ранее мы писали о том, с какими проблемами жены мобилизованных столкнулись, когда мужья вернулись к ним в отпуск. Часть женщин была в ужасе от того, как пострадала психика мужчин.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
Любовницы, проститутки и случайные связи — бизнесмен откровенно рассказал о своих изменах
Анонимное мнение
Мнение
«Цены попадали в идеальный шторм». Как ситуация на авторынке России стала зловещей
Анонимное мнение
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
Страшно. Красиво. Как блогер отдыхала в Крыму под звуки выстрелов
Ольга Чиги
блогер
Рекомендуем
Объявления