Недвижимость Мой дом ДомЭксперт Домострой От строителей требуют «честной рекламы»

От строителей требуют «честной рекламы»

Российских застройщиков хотят научить корректно рекламировать свою продукцию. Депутаты Госдумы РФ намерены обязать строительные компании указывать в объявлениях реальные цены и условия продажи конкретных объектов. Реклама новостроек, по их мнению, должна также содержать информацию о гарантийных обязательствах застройщика. В тонкостях этой законодательной инициативы разбирались эксперты нашего сайта.

«Мягкая санация» строительного рынка

Повысить открытость девелопера перед застройщиками должны и горячо обсуждаемые сейчас поправки в закон о долевом строительстве. Один из его пунктов гласит: работающий с долевкой застройщик обязан иметь собственный сайт в Интернете и указывать на нем исчерпывающую и достоверную информацию о себе и реализуемых объектах. Однако, по словам замминистра Министроя и ЖКХ РФ Натальи Антипиной, порядка 12% строительных компаний в России этого не делают и страницы в Сети не имеют.

Законопроект, который должен ввести новые правила в рекламу строительных объектов, на прошлой неделе представил депутат Государственной думы РФ Олег Михеев. Автор проекта намерен приучить застройщиков к корректной рекламе. Он считает, что строители не всегда честны в рекламе своих объектов: цены на жилье указывают минимальные, а в качестве иллюстрации прилагают фотографии более дорогого и привлекательного дома. Снимки шикарных квартир и прекрасных видов из окна, которые не соответствуют действительности, по его мнению, вводят потенциальных покупателей в заблуждение. «При указании цены договора или стоимости за единицу площади в рекламе, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для создания многоквартирного дома, указывается наименование и местонахождение конкретного объекта недвижимости, в отношении которого установлена соответствующая цена или стоимость за единицу площади», – говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Законопроект обязывает строителя указывать реальные цены и адреса рекламируемых объектов. При этом все шрифты в объявлении должны быть четкими и хорошо читаемыми. Информация «должна занимать не менее двух третей от максимального размера из используемых в данной рекламе размеров шрифта».

Разработанные Минстроем РФ поправки в закон о долевом строительстве предполагают также привязку собственного капитала застройщика к цене возводимого жилья по договорам долевого участия (ДДУ), создание единого реестра девелоперов и введение альтернативного механизма обеспечения прав дольщиков – размещение средств участников долевого строительства на эскроу-счетах. После первого чтения законопроект получил некоторые замечания и был отправлен на доработку.

Еще один пункт законопроекта обязывает девелоперов, работающих с долевым строительством, указывать в рекламе выбранный ими способ гарантии перед покупателями. Олег Михеев отметил, что с 2014 года в силу вступила норма, согласно которой каждый договор долевки должен быть либо застрахован, либо иметь банковскую гарантию. Однако информацию об этом большинство застройщиков в своей рекламе опускает, что, по мнению автора, неправильно.

Олег Михеев называет свой законопроект «мягкой санацией» строительной отрасли. Особенно, по его мнению, в дополнительном контроле нуждается сектор, работающий с долевкой. «Трагедия более чем 100 тысяч обманутых дольщиков по всей стране подтверждает: реклама долевого строительства должна быть предельно взвешенной, – прокомментировал на своем сайте депутат Олег Михеев. – В нынешнем состоянии экономики такие уловки недопустимы: соблазнив клиента предложением, которое ему не по карману, или подсунув кота в мешке, девелопер рискует срывом всего проекта. Уверен, что разработанные поправки минимизируют возможные конфликты и в то же время привлекут к участию в долевом строительстве тех граждан, у которых есть для этого средства и желание, но они банально боятся остаться ни с чем».

О тревожной ситуации с обманутыми дольщиками говорит и коллега депутата – зампред комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Александр Хинштейн. По его словам, число пострадавших участников долевки в стране продолжает расти. За прошлый год список пополнился на 18 000 человек. Всего в настоящее время насчитывается 85 000 обманутых дольщиков и 29 000 пайщиков печально известной группы компаний СУ-155. По мнению Хинштейна, цифра будет расти, потому что сегодня региональные компании испытывают большой недостаток в деньгах, банки их не кредитуют, а спрос на жилье падает.

Нужна ли рекламе корректировка?

Законопроект Олега Михеева вызвал неоднозначные оценки у экспертов нашего сайта. Руководитель коллегии адвокатов «Комиссаров и партнеры» Андрей Комиссаров считает, что ужесточение требований к рекламе строительных объектов необходимо. Случаи, когда застройщики вводят своих покупателей в заблуждение, адвокат нередко встречал в своей практике.

Одним из распространенных в России нарушений является как раз размещение недостоверной информации об объекте недвижимости. «В феврале прошлого года реклама ГК "Пионер" о продаже апартаментов на берегу Финского залива была признана ненадлежащей, поскольку содержала недостоверные сведения об адресе объекта, а застройщику ООО "АНТАРЕС-Стройинвест" выдано предписание об устранении нарушения, – приводит примеры Андрей Комиссаров. – Часто в рекламе не указывают место и способы получения проектной декларации на объект строительства, сведения об организационно-правовой форме и местонахождении юрлица. Буквально несколько месяцев назад, в декабре прошлого года, УФАС по Липецкой области столкнулось с таким случаем. В рекламе ООО "Главстрой" имелась ссылка на возможность приобретения квартир с привлечением ипотечных средств, однако не были указаны конкретные наименования кредитных организаций, предоставляющих данную услугу».

Третьим в списке самых частых нарушений адвокат назвал размещение рекламы застройщиком до получения разрешения на строительство. «Опять же в прошлом году УФАС по Москве выявило, что ООО "ГарантСтройСервис" до получения разрешения на строительство и законных прав на земельный участок под застройку разместило на сайте объявлений информацию о старте продаж», – перебирает дела Андрей Комиссаров.

Управляющий партнер московского юридического бюро «Алексей Степанов и партнеры» Алексей Степанов положительно оценивает пункт законопроекта о раскрытии сведений о выбранных способах гарантии перед дольщиками. По его мнению, строители, которые раньше хотели сэкономить и воспользоваться услугами сомнительных страховщиков и ненадежных банков, столкнутся со сложностями. «В рекламе их гарантии будут выглядеть слабо, что стратегически невыгодно, – размышляет юрист. – Покупатель, увидев такую рекламу, может уйти к конкуренту с более надежной гарантией. В то же время получение обеспечения у банков и страховщиков из верхнего списка рейтинга надежности заставит застройщика соответствовать их требованиям, а следовательно, нести дополнительные издержки, которые непременно повлияют на и так уже завышенную цену квадратного метра».

В настоящее время нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет за собой административный штраф. Его размер для физических лиц составляет от 2000 до 2500 рублей, для должностных лиц – от 4000 до 20 000 рублей; для юридических лиц – от 100 000 до 500 000 рублей.

В целом же Алексей Степанов рекомендовал бы законодателям обратить внимание на другие, более важные проблемы рынка недвижимости: завышенные цены на жилье при низкой покупательской способности, но по-прежнему высоких процентных ставках на ипотеку. По мнению эксперта, именно этот вопрос сейчас требует решения и «мягкой санации».

Значительных плюсов от законопроекта не видят и сами застройщики. По их словам, добросовестные игроки рынка исполняют все требования закона о рекламе. Так, в строительной компании «Пересвет-ЮГ» (Волгоград) нам рассказали, что условия обеспечения обязательств застройщика по передаче жилых помещений по договорам участия в долевом строительстве они давно включили в свои рекламные объявления. Однако не все потребители рекламы читают этот пояснительный текст. «Потенциальные покупатели подробности предложения узнают на консультации по телефону или в офисе застройщика, – прокомментировал начальник отдела маркетинга ООО «Пересвет-Регион-Дон» Николай Солодовников. – К тому же на этапе контакта с рекламой потребитель не может идентифицировать рекламируемый объект по его адресу. Данный подход лишь усложнит восприятие предложения в целом за счет "шума" в виде набора уже имеющихся требований к обязательному размеру и содержанию дисклеймера, а также предлагаемого пояснительного текста».

Кому понесет рекламу застройщик?

Эксперты также указали на то, что законопроект, если он будет принят, затруднит застройщикам использование многих маркетинговых инструментов. В частности, не совсем понятно, как в таких условиях объекты недвижимости будут рекламироваться на радио, в телевизионных роликах и в формате «бегущей строки». «Безусловно, придется сделать поправку при ведении рекламных кампаний, – продолжает Николай Солодовников. – Если подобные изменения будут приняты, эффективность наружной рекламы будет снижаться, а спрос на рекламу в онлайновых изданиях – расти». Другие игроки рынка считают, что строителям и вовсе придется перейти на имиджевую рекламу – рассказывать в СМИ о своей компании, а не производимом продукте. Как известно, в кризис это не приносит должного эффекта.

Адвокат Андрей Комиссаров считает, что законопроект очистит от недостоверной рекламы печатные СМИ. Именно их, по словам юриста, в первую очередь проверяет ФАС. А вот до метро или наземного транспорта антимонопольщикам дотянуться будет сложнее. Подключиться к борьбе с нерадивыми застройщиками и маркетологами должны и сами граждане: фиксировать также нарушения и сообщать о них в контролирующие органы, считает эксперт.

Законопроект Олега Михеева направлен в комитет Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству. Если его одобрят, новые рекламные правила вступят в силу через полгода.

Фото: Фото Олега Каргаполова

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
«Мясо берем только по праздникам и не можем сводить детей в цирк»: многодетная мать — о семейном бюджете и тратах
Анонимное мнение
Мнение
«Цены попадали в идеальный шторм». Как ситуация на авторынке России стала зловещей
Анонимное мнение
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Рекомендуем
Объявления