Мой дом подробности

Куда платить? В России хотят ввести единую квитанцию ЖКХ — что в ней будет

В Минстрое РФ говорят о том, что постепенно нужно будет перейти на электронные квитанции

Единый документ, помимо всего прочего, поможет избавиться от разнообразия квитанций

Новостей из сферы ЖКХ в последнее время достаточно много: в декабре произошло внеплановое повышение тарифов (второе за год), в некоторых квитанциях появилась строчка о добровольном страховании жилья, а уже в новом году в Госдуме предложили оплачивать счета по ЖКУ с помощью материнского капитала. Еще одна новая инициатива — введение единой квитанции за ЖКУ, в которой будут использоваться показания квартирных и общедомовых счетчиков. Как это будет работать? И что можно будет увидеть в таких квитанциях?

Удобство или бесполезность

С инициативой о введении единой квитанции за ЖКУ выступили Минстрой с Минцифры и другими ведомствами. Как объяснил «Известиям» эксперт «Народного Фронта» Павел Склянчук, сейчас единая форма квитанций отсутствует, и зачастую общедомовые показатели в них не отображаются — в итоге граждане не понимают, за что платят. В пресс-службе Минстроя отметили: для того чтобы реализовать эту инициативу, предполагается переход на электронные квитанции в ГИС ЖКХ — по мнению экспертов, нововведение поможет сделать оплату ЖКХ более прозрачной и исключить махинации.

— Единая платежка придет на смену бизнес-модели расчетных центров, которые берут комиссии за формирование квитанций. Также ГИС ЖКХ как единый оператор исключит существующие сегодня злоупотребления и позволит на госуровне контролировать оборот денег в сфере ЖКХ, — пояснил Павел Склянчук.

Также в Минстрое уточнили, что инициатива нацелена на повышение качества и доступности информации о начислениях и платежах потребителей за ЖКУ, а также на снижение расходов по оплате печати и доставки квитанций.

Впрочем, не все согласны с тем, что единая квитанция настолько необходима. Эксперт жилищно-коммунального хозяйства Константин Крохин считает, что такое объединение будет ненужным и создаст дополнительные трудности для потребителей.

— Унификация там, где это невозможно, только вредит. Сейчас говорят о том, что есть тренд на электронные квитанции, а мы только пришли к единой. С электронной квитанции поставщик может отправить уведомление в личный кабинет, эту систему можно интегрировать в ГИС ЖГХ, чтобы человек заходил в одно место. Говорить о бумажных квитанциях в условиях цифровизации — вчерашний день, это никому не нужно. Были бы деньги, чтобы платить, а способ, как это сделать, люди найдут сами, — считает Константин Крохин.

Константин Крохин — председатель Союза жилищных организаций Москвы, член комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства.

По словам эксперта, при создании единой квитанции могут возникнуть трудности с жильцами частных домов, у которых может быть автономное отопление, водоснабжение или электричество:

— Нужно ли объединять квитанции тем, кто живет не в обычных стандартных квартирах в многоэтажках? У кого-то в частных домах может отдельно оплачиваться газ, может быть автономным отопление или электричество. Если у них на всё свой поставщик, зачем им объединять квитанции?

Константин Крохин считает, что подобные инициативы возникают «с пугающей регулярностью», и вместо этого власти могли бы бороться с монополизмом в сфере ЖКХ, а также нарушениями со стороны поставщиков и управляющих организаций.

Что будет в квитанции

В комитете по коммунальной инфраструктуре и ЖКХ «Деловой России» отметили, что единый платежный документ должен содержать информацию обо всех предоставляемых жилищно-коммунальных услугах, а также об их стоимости, объеме и тарифах, по которым произведен расчет. По мнению первого зампредседателя комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Владимира Кошелева, дополнительно на квитанциях нужно размещать информацию о том, куда можно обратиться, если не согласен с начисленной суммой или получаешь некачественные услуги.

Наглядный пример такой квитанции можно увидеть в Санкт-Петербурге — макет единого документа согласовали в сентябре прошлого года. Всё, что туда входит, обозначили на инфографике ниже.

При этом в комитете отметили, что принять окончательное решение о единой квитанции можно будет только после успешного тестирования в отдельных муниципалитетах. Помимо Санкт-Петербурга, такая возможность тестируется в Курской области, а в Башкортостане и Приморском крае единые квитанции запустили в середине прошлого года. Кроме того, в некоторых регионах общие квитанции выпускаются едиными расчетными центрами (например, Свердловская и Челябинская области).

Что еще почитать по теме

С 1 декабря прошлого года тарифы на коммунальные услуги по всей России внепланово повысились. Это произошло во второй раз за год: сначала плановая индексация была в июле. После внеплановой декабрьской индексации власти обещают не заниматься повышениями тарифов два года — до лета 2024-го. Выяснили, на сколько выросла коммуналка и действительно ли ее не будут трогать в следующем году.

В некоторых регионах в квитанциях на ЖКУ стали замечать новую строчку — о добровольном страховании жилья. Несмотря на присутствие слова «добровольное», людей это всё равно настораживает. Вместе с экспертами разбирались, что это за услуга такая, стоит ли ее оплачивать, что будет, если ее игнорировать.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Гость
войти
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления