В Москве состоялось рабочее совещание по реализации программы «Развитие транспортной системы России на 2010–2015 годы» в части запланированного в ее рамках строительства перехода через Лену в районе пос. Нижний Бестях. В совещании приняли участие президент Якутии Егор Борисов, председатель правительства РС(Я) Галина Данчикова и ее первый заместитель Геннадий Алексеев, заместитель министра транспорта РФ Андрей Недосеков, заместитель руководитель Федерального агентства железнодорожного транспорта Геннадий Петраков, директор ФГУП «Единая группа заказчика» Дмитрий Чижиков и другие.
Как сообщает пресс-служба правительства Якутии, строительство совмещенного железнодорожно-автомобильного мостового перехода через Лену – необходимый, но вместе с тем очень дорогостоящий проект. С учетом поручения главы государства Дмитрия Медведева, касающегося применения новых подходов при создании технически сложных объектов, руководство республики совместно с Минтрансом РФ недавно приступило к рассмотрению альтернативного варианта перехода через Лену. Речь идет о принципиально новом решении, а именно о возможности возведения подводного тоннеля под руслом реки – проекта гораздо более экономичного, и вместе с тем ничуть не более сложного технически.
Сооружение подводных транспортных тоннелей – широко распространенный в России и по всему миру метод преодоления естественных водных преград. По словам специалистов компании «Мост» – одного из ведущих российских предприятий в области строительной индустрии, преимущества такого проектного решения на будущем перегоне «Правая Лена – Табага – Якутск» очевидны. Во-первых, строительство тоннеля обойдется существенно дешевле. Во-вторых, собственно производство работ в случае одобрения проекта будет завершено, как минимум, на год быстрее, чем строительство моста, поскольку при обустройстве тоннеля не потребуются перерывы на период ледоставов, наводнений и низких температур наружного воздуха. В-третьих, подсчитано, что эксплуатационные затраты при использовании тоннеля будут более чем в два раза меньше по сравнению с ежегодными расходами на обслуживание моста. И, в-четвертых, паводковая ситуация на участке строительства мостового перехода через Лену в последние годы складывается явно не в его пользу. Тоннель же абсолютно определенно не будет создавать преград движению ледохода.
Единственная проблема, из-за которой дальнейшая разработка подводного варианта пока находится под вопросом, – вечная мерзлота. Хотя и в этом значимом нюансе не все так критично, как может показаться на первый взгляд. Дело в том, что под руслом реки вечной мерзлоты нет. Это общеизвестный факт, доказанный учеными. Однако в пойменных участках вечномерзлые грунты присутствуют, поэтому главная задача проектировщиков заключается в том, чтобы при сооружении и эксплуатации тоннеля не допустить растепления мерзлоты, так как в дальнейшем это может повлечь осадку и разрушение всего перехода.
Обсуждение альтернативного варианта продолжится. Окончательное решение будет приниматься на уровне правительства РФ, пишет Regions.ru.