Если вы никогда не были на «Крестьянском» рынке в Якутске (в чем мы сильно сомневаемся), то не знаете, сколько здесь стоят ягоды, фрукты и овощи, чем местные продукты отличаются от привозных и почему уличные торгаши могут погнаться за вами с вилами. Всё это 14.RU покажет и расскажет — наш сочный репортаж прямо с прилавка.
Пустые ряды с легким флером совдепа
Рынок «Крестьянский» — одно из самых популярных мест в Якутске, своеобразная достопримечательность, куда туристы приезжают каждую зиму. Именно здесь делают красочные фото с рыбой и удивляются, как в мороз при -50 можно торговать на улице. Но для якутян это абсолютно привычная ситуация. Летом тут обилие фруктов, овощей и ягод. В основном привозных. Но в последние годы можно найти и местные помидоры с огурцами. В будний день в районе обеда посетителей мало, многие прилавки пустые, продавцы скучают.
«Крестьянский» находится на Лермонтова, 62 рядом с Парком культуры и отдыха, сбоку от ТЦ «Айсберг». Сюда можно доехать на маршрутах № 6, 7, 19, 35, 41, 102, 104. Автобусная остановка буквально под боком.
Поскольку рынок под открытым небом, зайти можно со всех сторон. Первое, что бросается в глаза, — длинный ряд овощей и фруктов. Все торговцы стоят друг за дружкой ближе к автобусной остановке. Обилие и разноцветье товаров радует глаз.
— В будни здесь мало покупателей, и пока еще цены высокие. Зачем ходить в такую жару на рынок, если в ларьке у дома можно купить то же самое по той же цене? Вот в конце августа, ближе к осени, цены у нас резко упадут, потому что будет сезон картошки, овощей, фруктов из ближнего зарубежья. Тогда рынок уже будет привлекательнее для людей, — рассказывает продавец Светлана.
— А как давно вы здесь работаете? — спрашиваем мы.
— 28 лет уже здесь. За это время у меня появились постоянные покупатели.
Молодая картошечка и обоятельные продавцы
Замечаем маленькие кочаны капусты с надписью: «Капуста местная н/ст», 50 рублей за килограмм, из Павловска (село в Мегино-Кангаласском районе, куда можно добраться на пароме за 300 рублей в один конец). Как оказалось, «н/ст» — это сокращенное от «нестандарт».
Светлана берет один из кочанов и показывает нам «внутрянку».
— Эта капуста нестандартная, но не потому что маленькая, а испорченная. Видите, листья почерневшие, значит, что к сердцевине листья будут еще хуже. Я сразу разделяю капусту, чтобы потом люди не жаловались, когда придут домой и увидят ее внутреннюю часть. Мне важны мои клиенты, — говорит Светлана.
В продаже есть местная картошка: мелкая светлая считается самой вкусной, сойдет на жарку в мундире. Цена не маленькая — 200 рублей. Картофель чуть покрупнее красного сорта еще дороже — 250 рублей за килограмм. Но люди берут, уверяет продавец.
Пока Светлана уходит проверять товар, к нам подходит ее сменщица Елена. Она тоже работает давно.
— Рынок сейчас стал получше, уютнее, — говорит она. — Обычно мы работаем с утра до восьми вечера, но покупателей пока мало.
— А где берете овощи?
— У нас свои поставщики. В основном из Павловска и Тулагино привозят — их помидоры очень сочные.
Улыбчивая и доброжелательная продавщица — плюс для бизнеса, и мы в этом убеждаемся моментально. Покупатели подходят, присматриваются, прицениваются, и обаяние девушки успешно завершается их покупкой.
— Я у вас возьму, — решительно говорит одна из покупательниц, и тут же добавляет: — Терпеть не могу, когда накидываются. Хочу сама тихо-молча набрать овощей и уйти, а тут: «Покупай! Свежее, хрустящее!». Это раздражает, — и женщина показывает на дальние ряды.
По словам Светланы, они с Еленой работают каждый день с семи утра. Приезжают спозаранку, чтобы разложить товар.
— Каждое утро делаем раскладку, и это отнимает очень много времени, но иначе никак. Если ты хочешь, чтобы твоя витрина была красивая, то надо постараться. А собрать всё вечером гораздо быстрее, — говорит Елена.
— Обычно уходит часа 3–4 на раскладку. Если всё как попало разложить, то и к 9 утра открываться можно, но и покупатель пройдет мимо. Поэтому мы заканчиваем в 11 утра, — уточняет Светлана. — Если всё правильно расставить, то и выглядит хорошо, и покупатель останется.
Видим: рядышком стоят четыре тары клубники с Жатая. За упаковку просят 500 рублей. Но Елена шепотом нам говорит, что лучше не брать.
— Она нынче не очень сладкая, местами даже кислая. Если для ребенка берете, то лучше не покупайте, — абсолютно чистосердечно предупреждает продавец, чем приводит нас в легкий шок (обычно торговцы только и стараются, что толкнуть свой товар). Но, видимо, бывают исключения. Может быть, поэтому у них и есть постоянные клиенты.
Торговать на улице — вне закона
Что же, оставляем аппетитную на вид клубнику на прилавке и идем дальше.
Ближе к трем часам дня людей на рынке становится всё больше. Покупают в основном дыни, арбузы, бананы, виноград.
У выхода с торговых рядов есть контрольные весы. Довольно удивительная вещь для Якутска и тем более рынка. Но радость наша была недолгой — купленный только что арбуз оказался невесомым.
Мы решили отойти от торговых рядов и пройти чуть вглубь, ближе к ТЦ «Айсберг». Там стоят одинокие продавцы. Чем они не заслужили себе местечко в торговом ряду — не признаются. Одни говорят, что стоять тут дешевле по аренде, но покупателей совсем мало. Кажется, горожане даже не доходят до них.
Единственного продавца у выхода, где и висит надпись «Рынок», зовут Ахмед. Он приехал в Якутск 22 года назад из Азербайджана на заработки и так и остался тут. За это время выучил якутский язык. Говорит, раньше торговал фруктами на Покровском тракте или где-нибудь еще на дороге, но после введения запретов перебрался на рынок.
Отметим, что в Якутске на улицах просто так уже не поторгуешь — несанкционированная торговля запрещена. Можно подать заявку на время ярмарок, что бесплатно, или установить палатку сувениров где-нибудь в городе, выплачивая суточную аренду.
В мэрии это объяснили тем, что часто торговцы продуктов не соблюдают элементарные санитарные и градостроительные нормы и требования. Чтобы получить разрешение продавать ту же привозную клубнику, как это делал Ахмед, нужно сначала подать заявку в управу округа, участвовать в аукционе, выиграть его, заплатить за аренду земли на определенный срок и купить определенного цвета палатку, которую утвердит архитектура города. Мороки, в общем, достаточно. Цены причем кусачие, так что с улиц торгаши исчезли в один миг.
— Раньше надо было платить 30–40 тысяч рублей в месяц, а теперь я и цен не знаю. Еще дороже, наверное. Не каждый себе позволит, — говорит Ахмед.
Так что все бабушки, торгующие редиской и морковкой за углом, — вне закона.
У Ахмеда товара не так много, но в обилии есть то, что пользуется спросом у якутян, — бананы, виноград, персики, огурцы и помидоры.
— Огурцы местные. Каждое утро в 6–7 утра сюда приезжает кореец с Жатая. Мы покупаем у него килограмм огурцов за 60 рублей. Отдает он их коробками по 25 килограмм, выходит 1500 рублей за всё. Я перепродаю ее за 80 рублей, чтобы какой-то навар был, — рассказывает Ахмед.
— Торгую на рынке четыре года. Плачу аренду, она недорогая. Каждый день закупаюсь на оптовке у Столичного рынка на Труда. Там все наши фруктовики и овощники покупают. Оптом ведь дешевле. Но цены растут, потому что всё везут самолетом. Каждый вечер собираю весь товар, а на следующее утро раскладываю снова. Иногда удается часть продать за день, но у меня место невыгодное, людей очень мало. Понедельник, вторник и среда — дни, когда продаж нет. Ну посмотрите по сторонам, где люди? — мы с Ахмедом оглядываем пустую территорию, и мужчина скромно улыбается: — Видите? Нет их.
Людей у него и правда мало. Подошел один покупатель, поинтересовался ценой на клубнику. Услышав про 1200 рублей, улыбнулся и ушел.
Искра маркетинга
К слову, на крытом рынке «Сайсары» тоже торгуют. Есть тут одна бабушка, у которой свой закуточек. Торгует всем — овощами, фруктами, газировкой и сладостями. С тем же покупателем, что был у Ахмеда, заходим к ней. Мужчина купил морковь по цене 150 рублей за кило.
— А у вас дороже, чем на улице, — удивляется покупатель, глядя на помидоры.
— У меня зато всё свежее и местное, и цены еще нормальные. Я нашла поставщика в Сатале, дальше, чем «Саюри» (тепличный круглогодичный комплекс, который торгует сельскохозяйственной продукцией в селе Сырдах. — Прим. ред.). У него цены отпускные еще божеские, — признаётся нам бабушка. — Я вот на прошлой неделе заезжала в «Саюри», они помидоры отпускают за 380 рублей килограмм, а огурцы за 286 рублей. Очень дорого. Пришлось продавать помидоры за 430, и никто не брал. Теперь поставщик у меня другой и цены ниже.
Бабушка с покупателем начинают рассказывать, где купить на рынке местную картошку. Завязалась целая словесная баталия: вкуснее та, что с Павловска, или та, что с Тулагина.
— Там на улице в торговых рядах продают. Сходите, посмотрите. Правда, она еще мелкая, ну вот такая примерно, — и мужчина показывает на пальцах небольшой кругляшок. — Уже павловская картошка пошла, и за Тулагино тоже есть хозяйство. Она вкуснее.
Поскольку до этого мы уже побывали в торговых рядах и посмотрели цены на картошку, то знаем, о какой именно говорит мужчина.
— Такую мелкую только для мундира брать, — фыркает бабушка. — А краснодарская картошка моя тоже ничего, качественная, светлая. Я ее всю перебрала. И у меня берут, потому что не мешками и кулечками торгую, как на улице. У меня сколько хочешь — столько и берешь. Рынок на то и рынок, что можно самому всё пощупать и выбрать.
Маркетологи были бы в восторге от такого подхода к обычным ценникам на товары. Пройти мимо — невозможно.
— Я тут работаю очень давно! Раньше торговала на улице с грузовика, с прицепа, с машины — как только не продавала. Теперь есть свой ларек. Всех местных торговцев знаю и всех поставщиков. За столько лет научишься крутиться и вертеться, — говорит бабушка.
Китайские кроссовки и угроза пырнуть вилами
Выходим с «Сайсары» и оказываемся на проулке, где не отходя от кассы можно закупиться и другими товарами: шляпками, тапками, футболками и штанами. Торгуют тут киргизы.
Как ни удивительно, самые распространенные товары здесь — трусы и носки, а еще домашние халаты. Торговцы говорят, что большинство товаров из СНГ и Китая. Цены весьма демократичные, а если не по нраву, могут и уступить. На беглый взгляд — кроссовки от 800 рублей, шляпки летние от 1000 рублей, носки х/б за 60 рублей, мужские семейные трусы от 150 рублей и выше.
Здесь же, рядом с рынком, у автобусной остановки идет уличная торговля антиквариатом. Можно отыскать советский утюг, топоры, велосипедное колесо, есть гигантская коса и начищенный самовар.
Цены узнать не получилось, как и пообщаться с продавцами — люди они неразговорчивые и малость агрессивные. Погнали нас со своей точки, угрожая, что пырнут вилами, которые лежали здесь же на продажу. Пришлось спешно ретироваться.
Рынок «Крестьянский» — интересное место. И цены здесь везде разные. Нужно прицениваться, присматриваться и уметь торговаться. Люди не все отзывчивые, рассказывать о своей работе не каждый готов, как и фотографироваться. Но рынок имеет свой особый колорит. Это факт.
В следующий раз мы вам расскажем про крытый рынок «Сайсары», где можно купить не только рыбу и мясо, но и якутские сапоги, а также земляничное варенье, причем за баснословные деньги. Покажем, чем торгуют внутри, почему говяжий фарш скоро подорожает и как на самом деле готовят к продаже свиные отбивные.
А где вы берете овощи и фрукты?