Режиссер: Роберт Земекис
В ролях: Джим Керри, Стив Валентайн, Дэрил Сабара, Сэйдж Райан, Райан Очоа, Бобби Пейдж Рон Боттитта, Гари Олдман и другие.
История решила, что Россия – светское государство, и, в частности, такой светлый праздник как Рождество, который пышно и по-семейному отмечают во всем католическом мире, в нашей стране проходит незаметными утренними церковными службами. Вы посещаете такие мероприятия, проникаетесь рождественским духом? Я – нет.
Эбенайзер Скрудж, центральный персонаж классического рассказа Чарльза Диккенса «Рождественская история», тоже не затрудняет себя этим пустым делом. Только у нас мотивы разные – я со всей страной к седьмому числу прекращаю веселье и готовлюсь к новым будням, а Скрудж просто скупой сварливый толстосум, всю жизнь потворствующий жажде денег и алчности. На людях эти качества сопровождаются ненавистью и злобой, а в жизни – кромешным одиночеством и духовной разрухой.
История открывается сценой похорон его делового партнера Марли, которая показывает, насколько старый пень жаден – заплатив гробовщику, Скрудж тут же отбивает убыток, сняв с глаз покойного монеты для Харона. В его рабочем кабинете зябко, потому что старик жмется купить уголь, а секретарь получает более чем скромное жалованье и ни одного выходного в год. Но в грядущую праздничную ночь рождественские духи решили помочь скупердяю исправиться, а заодно и сделать подарок всему городку, – показав Скруджу, какой на самом деле бывает жизнь простого обывателя, и какая участь ждет его самого, если он продолжит свои мизантропские деяния.
Сегодня, 19 ноября, в кинотеатрах стартовала одноименная экранизация этого небольшого, но преисполненного смыслом произведения. Вдохнул в него новую жизнь и адаптировал к киноформату викторианский текст заслуженный киноакадемик Роберт Земекис – еще один классик, зато здравствующий, хоть и американский. К созданию новейшего диснеевского то ли фильма, то ли мультфильма (тут без новогоднего пунша не понять) Земекис привлек третьего подходящего классика, того, что по части недовольных традиционным праздником – Джима Керри. И хотя его присутствие в картине в виде духа прошлого Рождества едва распознают самые настырные зрители, а сам фильм покажется мрачноватым и с увесистой долей пугающих моментов, «Рождественская история» вполне может поселиться на одной полке с «Иронией судьбы» – чтобы детям в новогоднюю ночь тоже было чем себя занять.
Прежде всего привлекает внимание то, что Земекис оставил в фильме оригинальный текст – герои говорят как в Англии XVIII века, что, без сомнений, придает «Рождественской истории» настоящий лондонский шарм. К тому же, сами герои созданы с той же долей любви, с какой написаны на страницах рассказа – любви не просто к доброй традиции, но и к институту семьи, домашнему очагу и рождественским песенкам, которые 25 декабря распевают на каждом углу. Пусть это не часть нашей культуры, зато заставляет задуматься, какое место в жизни каждого из нас занимают эти ценности. А думать, разумеется, проще, пока глаза радуются картинке.
Но не радуются очкам. Со всем уважением к создателям, не очень понятна роль формата 3D в и без того красивом фильме. Никакого особого смысла эта идея не несет, кроме того, что мы все-таки не современники Пушкина, и сказку можно посмотреть уже объемной. Тем более, дети стали читать все реже – так хоть посмотрят. На внезапных пугающих привидений в глубоком мраке ночи, например, – но от таких моментов совсем маленькие точно потеряют голову.
Что ни говори, история эта в нашем капиталистическом мире сумела сохранить должную актуальность, а на фоне множества бездумных или «чересчур диснеевских» мультфильмов выглядит на редкость мудрой особой. По крайней мере, именно из Christmas Carol наши с вами дети узнают, что Скрудж МакДак – удачная реинкарнация классического скупердяя Диккенса, а не наоборот.