Режиссер: Вадим Соколовский
В ролях: Леонид Куравлев, Валентин Гафт, Ольга Аросева, Александр Леньков, Ирина Апексимова, Михаил Ефремов, Гоша Куценко, Артур Смольянинов, Максим Локтионов, Сергей Гармаш в роли говорящего коня и другие.
В неприступной башне сидит озлобленная на весь мир Каменная Княжна и выдумывает способ выбраться наружу, чтобы повелевать не только камнями, но и всем остальным белым светом. Удача поворачивается как-то сразу: в близлежащей деревушке обнаруживается Иван (не дурак), который не прочь обучиться камнерезному искусству, влюблен в ее дочь, к тому же, движимый родственными чувствами – когда-то и его отец был заключен Княжной, чтобы оживить так называемый Бел-Горюч камень Алатырь, который как раз и нужен для установления на планете каменной деспотии. Собственно, Ивана быстро берут в оборот не только темные силы, но и барские – местный помещик страсть как хочет женить его на своей дочке Клаве с поросячьим личиком. А поскольку герою по ходу действия приходится нырять то в колодцы, то в камины, разгоряченная самогоном свита барина постоянно хоронит Иванушку, который уже придумал, как и мир спасти, и любимую вернуть.
Ранее нигде не замеченный режиссер Вадим Соколовский рискнул с шампанским: для создания «Книги мастеров», вмещающей в себя множество как фольклорных, так и авторских мотивов (например бажовские и пушкинские сказки), привлекается не абы кто, а Уолт Дисней, точнее студия его имени, выпускающая на родине такие поделки не по разу в год – зато какого качества, спорить не приходится. В России это первая совместная работа со студией, и с 29 октября опробовать продукт можно в кинотеатрах. Продукт, стоит заметить, свежести хоть и не первой, но исполнения заметно нового, чего не смогут не отметить как выросшее на русской классике старшее поколение, так и дети, вскормленные именитой студией.
Трейлер, как полагается, пестрит самыми привлекательными картинками, берущими за душу и хвост так, что сама картина не разочаровала бы ни за что – тут и спецэффекты видные, и актеры известные, и сюжет не особо замордованный, и динамика завидная, и много чего еще. Но сказать, что легкий флер разочарования после просмотра имел место, нужно хотя бы потому, что в тридесятом царстве действительно не все дома.
Знаете, вышло здоровенное бабушкино одеяло в стиле пэчворк: бережно, кусочек за кусочком, сшиты святые сюжеты, ими заложен этакий фундамент для будущего роскошного узора – для нетривиального действия, отчаянных поворотов, красивых чувств...
А на него зачем-то налепили розовых пайеток, и в углу логотип Walt Disney шелкографией напечатали. Как будто без этого современные дети при просмотре заснут, не увидев в обиходе героев сказки современные гаджеты, модные словечки и бытовые реалии. Однозначно хороший традиционный юмор русских народных сказок, к сожалению, не всегда умело сплетается с нововведениями. Клубок – GPS-навигатор с голосом тетеньки из телефона хорошо бодрит зрителя, а вот тридцать четвертый богатырь с удочкой, которого сократили из-за неблагозвучности пушкинской рифмы – довольно посредственно. Но это, конечно, дело вкуса. Может, нам и правда не понять древних мотивов без этого...
– Это не твои бриллианты, Кащей. Они депозитированные.
– Дп… деп… Тьфу!
Зато не на шутку порадовал актерский состав. Да не простой, а всецело и удивительно точно вжившийся в свои роли. Куцо смотрится разве что молодое поколение, но это оттого, что их поставили рядом с самыми что ни на есть мастодонтами отечественной сцены, а на их фоне увядает любой Голливуд. Блестяще справился со своими пятью минутами на экране Гоша Куценко в роли Кащея. Бесподобной была Баба Яга Лии Ахеджаковой – погрязшая в рутине старуха все волнуется, что орданцев кормить нечем, а куриные ноги избы уже много лет в ремонте. Занятно выглядела и Апексимова в роли Каменной Княжны – чисто диснеевская, незамутненная добрыми делами черная душа с каменным сердцем написаны прямо на ее злом непроницаемом лице и наводящих ужас нарядах.
Закругляет «Книгу мастеров» замылившая все советские экраны бабуля в платке, сказывающая, что и она там была, мед-пиво пила и всё такое. Немного странно было увидеть здесь этот образ: в прежних рисованных и игровых экранизациях народного фольклора эта деталь была частью целого, ее появление даже немного успокаивало боль от того, что сказочке конец, а теперь пора спать, потому что завтра в школу. Здесь же бабуля являет собой самый закромсанный кусок одеяла, который полагалось приберечь для чего-то такого же глубокого, но менее неологичного, но его с такой же бестрепетностью нашили куда-то в угол.
Картина Вадима Соколовского – неаккуратное смешение двух культур и двух эпох, которое могло быть гораздо симпатичнее при более бережном обращении с полотном. После этого, видимо, стоит задуматься, нужны ли нам вообще заморские опыты, когда на тех же советских сказках без особых прикрас выросло не одно замечательное поколение благодарных зрителей.