Режиссер: Олег Фомин
В ролях: Олег Фомин, Александр Бухаров, Марат Башаров, Евгений Стычкин, Анатолий Белый, Анна Азарова
В последнее время хорошим тоном в кино стало обращение к народным образам и историческим персонажам. Князь Владимир, Лжедмитрий, Алеша Попович и Илья Муромец приветливо встречают зрителей с экранов кинотеатров.
В самом деле, зарубежные фильмы с намеками на чужие традиции и менталитет изрядно поднадоели, а шедевры среди них, как и прежде, встречаются нечасто. Наши же кинематографисты в свою очередь в совершенстве овладели технологиями и приемами коллег по цеху из других стран, так что по большому счету российский зритель волен выбирать при сравнимом качестве приемлемое содержание. В этом контексте использование исторических и народных сюжетов играет на руку российским производителям картин. Никто не поспорит с тем, что приятно, выйдя из кинозала, почувствовать, что ты не только получил удовольствие, но и почерпнул для себя пару-тройку полезных моментов из истории Отечества.
– Это что такое? Бесшумный пистолет? Он офицеру не к лицу, без шума и взрывов настоящей войны не бывает!
Примерно с такими мыслями я зашла в кинозал на показ нынешней премьеры «Господа офицеры: спасти императора». Согласитесь, название картины несет в себе мощный информационный посыл: стилистика отправляет во времена Гражданской войны, «мужская» тематика и смысловой динамизм обещают незабываемое зрелище. О чем же фильм?
Главным образом о том, что не перевелись на Руси добры молодцы и готовы они постоять за землю русскую, не жалея живота своего. Пробираются неуловимые через леса дремучие, не уставая по очереди повторять: «Идите, я их задержу!», – и встает расческа лесом непроходимым, а зеркало разливается озером...
Сюжет премьеры незамысловат и понятен уже только из названия. Штабс-капитан Давыдов (Олег Фомин) получает задание от руководства извлечь из Ипатьевского дома семью Николая II. Незамедлительно формируется «Параграф 78» 1918 года выпуска из ярких представителей высшего сословия. А потом они – один за другим – выбывают их шахматной партии белых с красными.
Об исторической составляющей фильма говорить не приходится. Вольное обращение режиссера с фактами давно минувших дней вызывает по меньшей мере недоумение: несоответствие деталей их историческим реалиям уже стало поводом к написанию далеко не одной рецензии. Также мне непонятна цель использования выдуманного героя, коих можно найти в анналах российской истории не один десяток.
Несмотря на это, в фильме есть масса положительных моментов. Что особо подкупает – автор любит своих героев, на какой бы стороне власти они не находились. Он может смеяться над ними, как в отношении к боготворящему звон монет атаману Красовскому (Евгений Стычкин) или раздражаться при виде их – боюсь, эта тяжелая доля доля досталась невесте Давыдова (Анна Азарова), которая непонятно зачем вообще случилась в картине.
– Товарищ командир, а этих – закопать?
– Нет, везти в госпиталь.
– Зачем?
– Оживлять будем.
– Зачем?!!
– Чтобы расстреливать.
В любом случае каждый характер продуман до мелочей, и здесь работа режиссера заслуживает уважения. Мало того – Олег Фомин подобрал великолепный актерский состав (Александр Бухаров, Марат Башаров, Евгений Стычкин, Анатолий Белый), и это стало несомненным достоинством картины. Благодаря этим плюсам 110 минут показа пролетают незаметно.
Кстати, кинотеатр в этот вечер принимал в качестве зрителей кадетов и казаков. Причем представитель последних выступил после показа перед подростками с пламенной речью. Он говорил слова о великой идее чести, достоинства и долга, что нашло свое воплощение в кинокартине. О том, что происходит возрождение отечественного исторического боевика и что этот фильм должен побудить их, мальчишек, к изучению собственной истории. Должен. Но не побудит. И знаете почему? Потому что в первую очередь она, эта история, неинтересна самому режиссеру.
Скажем, появление оскароносного «Титаника» спровоцировало появление не одного документального фильма-расследования – о днях действительного крушения и о сегодняшнем состоянии затонувшего лайнера. Авторы сравнивали историю и ее преломление в киноискусстве, насколько точным оказался режиссер. Я прекрасно понимаю, что ставить рядом картины, не сопоставимые по бюджету, в корне неправильно. Но абсолютно неправильно и то, что, беря на себя некий груз в виде названия «Господа офицеры: спасти императора», Олег Фомин использовал его только как яркую афишу к вестерну. Вроде как честь обязывает, господа?