
Положить деньги в банк — значит расстаться с какой-то суммой?
Правительство закладывает в проект бюджета на 2027–2029 годы резкий рост поступлений от налога на проценты по банковским вкладам. Согласно пояснительной записке к законопроекту, который изучили в MSK1.RU, в 2027 году казна рассчитывает получить по этой статье 1,02 трлн рублей — в 1,6 раза больше прогнозных 631,9 млрд за 2026 год.
Одновременно Минфин внес в Госдуму поправки в Налоговый кодекс, кардинально меняющие администрирование налога. С 2026 года банки станут налоговыми агентами и будут удерживать НДФЛ непосредственно при выплате процентов, не дожидаясь конца года. Налог перестает быть отложенным платежом и становится «встроенным» доходом.
Меняется и сама налогооблагаемая база. Если сейчас она считается от максимальной ключевой ставки за отчетный год, то теперь будет привязана к ставке за предыдущий. Таким образом, для 2027 года лимит составит 160 тысяч рублей — исходя из максимальной ставки 16% в 2026 году. Всё, что вкладчик заработает сверх этой суммы, обложат НДФЛ по ставке 13% или 15% (в зависимости от размера дохода), а для нерезидентов — по ставке 15%.
По данным Агентства по страхованию вкладов (АСВ), средний размер вклада россиянина в банке — 456 тысяч рублей. Чтобы превысить лимит в 160 тысяч, нужно иметь на депозите больше миллиона. Получается, налог будут платить только богатые и сверхбогатые? MSK1.RU спросил экономистов.
Это затронет 4 миллиона человек
Доцент кафедры корпоративных финансов и корпоративного управления Финансового университета при Правительстве РФ Ольга Борисова, напротив, видит прежде всего техническое упрощение. Она напоминает: доля вкладов свыше 1 млн на 2026 год — порядка 5%. В бюджет с 2027 года будет оперативно поступать сумма, превышающая 161,9 млрд рублей в течение года, остальное налогоплательщики доплатят к декабрю.
По словам Борисовой, новый порядок позволит сократить уклонение, увеличить собираемость в реальном времени, снизить нагрузку на ФНС, повысить контроль при дроблении вклада и упростить предсказание поступлений — они будут привязаны к датам окончания вкладов.
Система взимания будет двухуровневой: сначала банк удерживает налог исходя из начисленных доходов, затем ФНС осуществляет перерасчет. Она подчеркивает: для большинства вкладчиков ничего не изменится.
«Новая процедура останется заметной для 6% населения, это порядка 4 млн чел», — говорит Борисова.
«Например, клиент вложил на год на депозит в январе 2026 года под 14% годовых 1,2 млн руб. Банк в январе 2027 года начислит клиенту проценты в размере 168 тыс. руб. Под налогообложение НДФЛ попадет сумма в 8 тыс. руб., с которой банк удержит 1040 руб. (13%) с резидентов и 1200 руб. (15%) с нерезидентов. В результате вкладчик-резидент получит сумму дохода в размере 166 тыс. 960 рублей», — приводит Борисова расчеты.
Люди разочаруются в банках
Ничего позитивного не видит Артур Леер, президент Ассоциации экспортеров и импортеров, управляющий партнер юридической компании «Лекс Альянс». По его словам, новый налог вызывает лишь дополнительные вопросы у среднего класса.
«Для многих граждан вклады — это средство накопления в том числе на жизненно необходимые ценности, как покупка квартиры, оплата образования в отношении себя или детей, — говорит Леер. — Вклады от 3 до 10 млн рублей — это суммы, эквивалентные стоимости бюджетной недвижимости, в том числе для семей с детьми. Ошибочно назвать таких людей сверхбогатыми. Это люди, которые смогли в условиях ухудшающейся экономической ситуации отложить сумму средств, в том числе для улучшения жилищных условий».
Банковский вклад не приумножает капитал, а лишь частично компенсирует инфляцию. С введением дополнительного налогового бремени покупательная способность денег будет снижаться еще быстрее, говорит Леер.
«Такая мера может снизить интерес вкладчиков к банковским вкладам как к инструменту сохранения капитала», — уверен эксперт.
У вас есть вклад в банке?




