Добровольное медицинское страхование меняется под влиянием кризиса. В условиях жесткой экономии страховщики предпочитают работать по наиболее выгодным для себя программам, отказываясь от дополнительных затратных опций в них. При этом перед игроками рынка стоит непростая задача: необходимо не только сохранить существующих клиентов, но и значительно увеличить их количество.
Добровольное медицинское страхование (ДМС) – одна из относительно новых услуг, предлагаемая отечественными страховщиками. Оно пришло в страну в 1992 году вслед за обязательным медицинским страхованием. Однако наибольшую популярность ДМС получило только в середине первого десятилетия 2000-х годов. Именно на этот период в стране пришелся расцвет частных корпораций, для которых хорошим тоном считалось в обязательный соцпакет для своих сотрудников включать и добровольную медицинскую страховку.
Осенью 2008 года ситуация в сегменте начала резко меняться. По словам заместителя директора по МС представительства приволжской дирекции страховой компании «РОСНО» Ларисы Павловой, добровольное медицинское страхование пострадало наряду с розничным автокаско и накопительным страхованием жизни. Сжатие сегмента ДМС было обусловлено тем, что компании начали сокращать расходы, урезая в социальном пакете сотрудника данный вид страховки.
На протяжении прошлого года в сегменте ДМС был отмечен рост убыточности. «Этот факт обусловлен как ростом цен на услуги лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), так и увеличением количества обращений в ЛПУ застрахованных по договорам ДМС, – поясняет Лариса Павлова. – В кризисный период сотрудники начинают опасаться, что их компания урежет соцпакет, не будет пролонгировать действующие договора ДМС, или их вообще сократят, и поэтому начинают усиленно пользоваться полисом».
В недавно опубликованном исследовании рынка добровольного медицинского страхования аналитики рейтингового агентства «Эксперт РА» прогнозировали, что по итогам 2009 года рынок сожмется на 7-8%, до 67-68 млрд рублей. Несмотря на это, по мнению экспертов, падение отрасли для страховщиков окажется не таким жестким, поскольку снижение объемов ДМС связано не с оттоком клиентов, а с сокращением бюджетов, выделенных российскими компаниям на программу добровольного медстрахования своих сотрудников.
Между тем в 2009 году для некоторых страховых компаний добровольное медицинское страхование оказалось даже прибыльным. Руководитель департамента развития ДМС страховой компании «МАКС» Татьяна Горожанкина утверждает, что прошлый год по данному сегменту страхования для компании не стал кризисным. «У нас наблюдаются рост портфеля ДМС и активизация клиентов именно на этом страховом поле. Возможно, в силу социальной направленности страховки перезаключение договоров на новый срок в сегменте частных договоров оказалось практически 100%-ное».
Правда при этом, страховщик добавляет, что в прошлом году страхование по ДМС все же проходило с некоторыми особенностями.
«Наши специалисты наблюдали у клиентов огромное стремление сохранить страховку ДМС. Даже если работодатель не мог обеспечить сотрудников полисами, они объединялись в группы и просили работодателя выступить страхователем. При этом сотрудники сами вносили деньги, чтобы сохранить возможность получения качественной медицинской помощи. Если не удавалось уговорить работодателя, они заключали индивидуальные договоры, как правило, с более сокращенной программой, так как стоимость частных полисов с аналогичной программой дороже».
Схожие перемены отмечают и аналитики «Эксперт РА», по заявлениям которых, во время кризиса особенно остро встала проблема резкого роста цен на услуги в медицинских учреждениях. Отсутствие большого выбора клиник, обладающих высококвалифицированным персоналом и современной техникой, привела к тому, что страховщики, пытаясь удержать тарифы по ДМС на прежнем уровне, искали более дешевые варианты. Контракты при этом заключались с менее профессиональными лечебными учреждениями. Проблему нехватки медицинских учреждений, способных оказывать качественную помощь в необходимом клиенту объеме, по мнению экспертов, можно решить путем создания страховщиками собственных клиник, в которых они будут контролировать качество услуг.
Напомним, на сегодняшний день страховщики заключают договоры с различными лечебными учреждениями – как частными, так и государственными. Все они взаимозаменяют и дополняют друг друга, поскольку в вопросах охраны здоровья далеко не всегда можно ограничиться рамками одного лечебного учреждения, даже многопрофильного.
Прикрепляя своих клиентов к тому ли иному лечебному учреждению, специалисты добросовестной страховой компании изначально занимаются тщательным изучением рейтингов медицинских учреждений, их специализацией. «При этом большое внимание уделяется проверкам лицензии и отзывам самих клиентов, – рассказывает генеральный директор страховой компании «Чулпан» Фарит Вафин. – К тому же мы регулярно осуществляем мониторинг рынка с целью выявления интересных для наших клиентов медицинских клиник».
Возвращаясь к вопросу создания собственных клиник, участники страхового рынка уверяют, что это во многом даст возможность достичь оптимального сочетания условий «качество-сервис-цена». Однако далеко не все компании смогут себе позволить собственную медклинику, особенно в кризис, так как подобные проекты требуют больших затрат и окупаются не сразу.
Как бы там ни было, именно в минувшем году ряд страховщиков, обладающих достаточными активами или являющихся структурным подразделением ведущих российских компаний, начали придерживаться именно такой стратегии развития бизнеса по ДМС. Как в Москве, так и в регионах были открыты новые современные клиники под управлением самих страховых компаний.
На руку сегменту сыграло и вступление в силу с начала прошлого года изменений в Налоговый кодекс, что стало определенной антикризисной мерой поддержки корпоративного ДМС. Необлагаемый налогами норматив отчислений предприятий на ДМС вырос вдвое до 6%. Пока, правда, руководители предприятий не обратили внимание на такое нововведение, но страховщики надеются, что в ближайшее время ситуация изменится.
В отличие от корпоративного, проблемы развития индивидуального ДМС в России пока трудно разрешимы. По мнению Ларисы Павловой, среди населения данный вид страховки распространен не так широко.
«Полис для одного человека, обратившегося в страховую компанию как физическое лицо, стоит дороже, чем тот же самый полис, приобретенный в рамках коллективного договора страхования. Это ограничивает возможности людей и доступно по большей части для граждан с уровнем достатка выше среднего».
При этом, по словам эксперта, продавать полисы ДМС для физлиц дешевле страховые компании не готовы, что обусловлено высоким риском и убыточностью. Тем более цены на медицинские услуги в лечебных учреждениях неуклонно растут.
Не добавляет оптимизма и уровень страховой культуры россиян. «В России не принято заранее задумываться о возможных проблемах со здоровьем и будущих затратах на лечение, – констатирует Лариса Павлова. – На формирование этой культуры уйдут годы, но рано или поздно мы придем к этому».