Зимой в Таиланде так много россиян, что вы тоже наверняка посетили уже уездный Патайск, Пхукетово или Самуйский федеральный округ. И наверняка замечали парадокс: водят в Таиланде диковато (скажем мягче – хаотично), но при таком изобилии голевых моментов не видно ни аварий, ни стычек между водителями. И в этом смысле страна довольно скучная – не то что рубрика «Нарушение месяца».
Хоть стычек и нет, на дорогах там жара в прямом и переносном смысле. Быть в Таиланде пешеходом – что участвовать в голодных играх. Первые дни кажется, что каждая тварь исповедует принцип «Сбей туриста, спаси ракушку». Тротуары там узкие и заканчиваются внезапно, как жизнь великих. Некоторые кафе выходят прямо на проезжую часть. Для остроты ощущений по тротуару может проехать торговка лапшой на байке, а вечерами близ пляжей бешеные мотоциклисты буксируют по семь-восемь тележек с водными мотоциклами. При случае они сделают вам тайский массаж стоп, коленей или чего у вас там под них угодит.
Здесь бесполезно переходить дорогу по-российски: посмотрите налево, посмотрите направо... Во-первых, у них все наоборот – движение левостороннее. Во-вторых, даже на переходе здесь работает принцип «главное ввязаться в войну, а там посмотрим». В ожидании удачного просвета можно простоять у дороги весь отпуск, поэтому лучше идти плавно, настойчиво и озираясь во все стороны, как если бы вас вели на расстрел. В какой-то момент вы окажетесь в стремнине потока, но если вам нравится белка из «Ледникового периода», вы знаете, что делать – спасаться. Очень тонизирует.
Движение в Таиланде кажется особенно суетливым из-за разнокалиберности автопарка. Айсберги туристических автобусов, пикапы, тук-туки, пустоты между которыми заполняют мотоциклы. Мотоциклов здесь столько, что если их заменить автомобилями, места на суше не останется. Мотоциклы носятся стаями и по одиночке, по левой стороне дороги и встречной обочине. И в любой момент в любом месте вы должны быть готовы к появлению мотоциклиста.
Что удивительно, на второй-третий день этот хаос перестает раздражать. Вернее, ты как бы вливаешься в этот хаос. В тебе просыпаются угнетенные офисом рефлексы, которые когда-то позволяли человеку спасаться от хищников и змей. В тайском дорожном хаосе есть некая органичность, которая почти исчезла с наших, российских дорог.
Вас здесь никогда не выпустят со второстепенки, зато, когда вы все-таки вклинитесь и потоку придется тормозить, никто не станет истерично сигналить и тем более учить вас. Кто-то обогнет вас, кто-то останется позади: буддистов не коробят подобные «оскорбления». Поток как бы расступится и даст вам свое место под жарким солнцем.
Вы случайно затрете кого-то, он сбавит скорость. Другой раз кто-то затрет вас – вы уступите. Тайцы живут на этом хозрасчете взаимных вежливостей и уступок.
Если судить визуально, здесь мало аварий – за две недели я видел одну. И ни одного сбитого пешехода. Мой поверхностный взгляд находит этому несколько объяснений, и главное из них – тайцы не педантичны, но предсказуемы. Они смотрят на автомобильный поток, как на органическое течение крови, плавное и равномерное. В одном месте близ отеля был нерегулируемые перекресток. Я долго не понимал, какая из дорог главная, потому что потоки пронизывали друг друга, словно текли в параллельных мирах. При такой интенсивности движения в России непременно понадобился бы светофор, и все равно бились бы каждый вечер. Но тайские мопедисты и пикаперы (в хорошем смысле) обладают развитым чувством локтя, поэтому могут разъехаться там, где наши организуют перебранку или перестрелку.
Тайцы не нервничают по дорожным пустяками. Если нарушают – стараются не делать этого в быковатой манере русских, когда ты не просто нарушаешь, а как бы позиционируешь себя. «Царь едет».
Если таец едет по тротуару, он едет медленно. Если он едет быстро – он сам уворачивается от препятствий. Ты ощущаешь шаткость этого равновесия, но все-таки это равновесие.
Конечно, у них благодатный климат – здесь нет гололеда и запотевших стекол. Хотя не известно, что сложнее: ехать в гололед на машине или на мотоцикле по горному серпантину промеж пикапов и автобусов.
Не сделайте ошибки: с безопасностью движения в Таиланде швах. Королевство входит в десятку стран с самой высокой смертностью на дорогах (в пересчете на количество жителей) и по этому показателю спорит с Конго и Намибией. В России статистика хоть и плоха, все равно в два раза лучше.
Но основная причина смертности – в мотоциклах и нежелании многих тайцев пользоваться шлемами. Авария, которая на автомобиле заканчивается смятым крылом, на мотоцикле фатальна – отсюда статистика. К тому же степень байкеризации в Таиланде ощутимо выше, чем автомобилизации в России. Здесь водят все: школьники, байкеры, крестьяне, проститутки и старушки такого возраста, до которого мы не доживаем.
Поэтому нам есть, чему поучиться. Тайцам присуще животное чувство потока, проистекающее из инстинкта самосохранения. Не все поняли последние два слова, поэтому объясню: инстинкт самосохранения – это такая штука, которая... В общем, о которой мы забыли на волне очарования эйрбэгами и ESP.
Таец на мотоцикле понимает свою уязвимость. Таец на пикапе понимает, что уязвимы сотни тайцев на мотоциклах вокруг. Таец пешеход знает, что это он здесь меньшинство. Будда наделил их иммунитетом против самолюбования, и тайцу не важно, первым он едет в потоке или последним, на большом мотоцикле или маленьком. Ему даже не важно, что он опаздывает, потому что опоздания в этой жизни мало влияют на карму и последующие приключения духа. Таец едет себе и едет, и так же поступают все вокруг. Осознание, что ты есть молекула большого океана, спасает их от мясорубки на дорогах. Ведь посади на эти мотобайки наших дорожных принцев, которые собственным указом устанавливают себе лимиты скорости и очередность проезда, и дорога превратится в театр боевых действий.
Я предлагаю отправлять в Таиланд на лечение всех летчиков-испытателей судьбы, которые верят в бессмертие тела. Всех любителей учить и нелюбителей учиться. Им вдогонку – отважных пешеходов, сигающих через дороги в капюшоне, с мобильником и затуманенным взором. Всех адептов маскировки, пересекающих темные проезды в своих немарких черных куртках без светоотражателей.
Нет, мы не дадим им лежать на пляже – байк в зубы и вперед. Или пешочком по жаре. И так две недели. Если эти сволочи вернутся, они вернутся другими. И речь не только про чудеса пластической хирургии Таиланда. Там невозможно выжить на дороге, если считать, что тебе все должны. Там нужно видеть на 360 градусов, а лучше быть джедаем, который чувствует на расстоянии. Пешеход там быстро учится втягивать свои важные щеки, когда идет вдоль проезжей части, чтобы щеки не уехали вперед него на шлеме попутного мотобайка. Водитель привыкает держать дистанцию и поменьше рассуждать о постановлениях Верховного суда. Сама атмосфера королевства способствует избавлению от излишней суетливости, а для вождения это только плюс.
Таиланд – это не образец порядка на дорогах, не Европа и даже не США. Но это и не горячая кровь Африки, где чем больше сигналишь, тем безопаснее. Пешеход вы или водитель, если поедете в Таиланд, попытайтесь привезти оттуда не только нелегально вывезенную ракушку, но и толику их удивительного спокойствия и того самого чувства локтя. Очень полезно не только для окружающих, но прежде всего для нас самих.
Артем Краснов родился в 1979 году в Челябинске с мечтой об автомобиле. Впоследствии променяет карьеру инженера-двигателиста на стезю автомобильного журналиста. К этому его подтолкнет безудержная тяга к халяве, ведь тестовые машины обычно дают с полным баком. Аполитичен, хобби не имеет, футболом не увлекается. Любимый вид спорта – «Формула 1». Эталоном автомобильной журналистики считает не TopGear, а российский журнал «Авторевю» и английский EVO. С 2010 года ведет свой блог, пишет рассказы.
Фото: Фото автора