– ярослав јлександрович, надо признатьс€, вы не очень-то публичный человек, очень редко даете интервью…

– Ќу а чего мельтешить по всем каналам-то? (”лыбаетс€). ј насчЄт интервью, так иногда € их даю, просто мне часто попадаютс€ не очень умные журналисты. ј вообще, знаете, не хочетс€ пиаритьс€. Ќе потому что не нравитс€ в принципе, а потому что не хочетс€ быть похожим на других наших эстрадников, которые столько гадости о себе раскрывают, пиар€сь… –аз € был на какой-то тусовке. ћен€ хватило всего на полчаса, потом € уехал. ƒо того мне стало стыдно за наших артистов! ѕонимаете, идЄт кака€-то придуманна€, ненасто€ща€, никчЄмна€ жизнь… „ем больше плохого слышно, тем более он попул€рен. “ака€ страна у нас. ¬ообще € считаю, что надо всегда говорить правду и не надо придумывать лишнего. „тобы нравитьс€ люд€м, ты хорошо работать. ћен€ воспитывали дедушка и бабушка, простые люди. » сам € простой.

1 / 3

 – –аз уж вы сами заговорили о своЄм детстве, давайте продолжим эту тему. Ёто правда, что вы родились в тюрьме?

– ѕравда. “ам € «сидел», то есть рос до четырех мес€цев, потом мою маму этапом отправили в Ќорильск, а мен€ забрала бабушка. я очень долгое врем€ думал, что бабушка – это мо€ мама, а дедушка – отец. » когда мама по€вилась, мне это было непри€тно… Ёто довольно печальна€ истори€.

– «а что же сидела ваша мама, ярослав јлександрович?

– Ќе знаю, она и сама не знает, так и не пон€ла… ≈й было всего дев€тнадцать, а что страшного можно натворить в этом возрасте? ¬ то врем€ как раз закончилась война, отец с товарищами проездом ехали во Ћьвов и остановились в нашей хате, поскольку она была ближе других к дороге. ¬идимо, отцу понравилась мо€ мама, она была очень красива€, вот они и сошлись. ѕозже ей дали п€ть лет «за пособничество украинским интернационалистам». » ещЄ п€ть лет без права переписки. “о есть в Ќорильске она отсидела дес€ть лет. ћне было дес€ть, € училс€ в третьем классе, взрослый был уже хлопец, вижу, приехала кака€-то тЄтка… ќна стала называть мен€ сыном, а € растер€лс€, убежал в огород, упал лицом в гр€дки и стал плакать. » другие заплакали, потому что не могли пон€ть, как это сын мог испугатьс€ родной матери. ћне она не понравилась, она была дл€ мен€ абсолютно чужим человеком. ќтношени€ у нас так и не сложились. ѕо крайней мере сыновнего трепета по отношению к маме € не испытываю, думаю и у неЄ тоже самое в отношении мен€. ћаме сейчас 92 года. ¬идимс€ мы редко, только когда € ей деньги привожу. я люблю еЄ по-своему, наверное. я переживаю за неЄ… ј отца € не видел ни разу.  стати, лет п€ть назад узнал, что он был наполовину италь€нцем. ћожет, голос у мен€ оттуда?

– ѕравда, что вы начали петь в стройбате —еверного флота?

– ѕравда, мен€ призвали в армию в ћурманской области, и как раз нужен был ротный запевала. я тогда, вообще ещЄ не знал, что у мен€ есть какой-то голос. ” мен€ был баритон, а € в армии был тенором, потому что подражал Ћемешеву и  озловскому, которые мне так нравились. „то-то получалось, но, конечно, не так, как у Ћемешева.

–  ак складывалась карьера будущей звезды после армии?

– ѕосле армии € вернулс€ в родное село и сдуру женилс€. ѕожил неделю и осознал, что совершил злейшую ошибку в своей жизни. ћне стало скучно и жалко себ€. ƒа ещЄ и мама масла в огонь подливала: она считала, что моей женой непременно должна быть президентша… (—меЄтс€). Ќу или —офи€ –отару на худой конец. “ак со своего хутора € сбежал в город ƒнепропетровск. “ам снова стал петь. ¬ ресторане. ¬ гаденьком, гр€зненьком, захудалом… ѕел песни из репертуара ќбодзинского и ћагомаева. Ќаверное, пел довольно прилично, потому что со временем люди стали ходить не просто покушать, но ещЄ и мен€ послушать. я был счастлив. —обственно, считаю, что тогда и началась мо€ так называема€ карьера. –уководство ресторана мне сказало: мы тебе не будем платить, потому что денег нет, но будем кормить. я обрадовалс€, так как всю жизнь жил впроголодь, подумал: ««ачем мне эти деньги? «ато € хоть питатьс€ буду нормально!»

– ¬ы назвали начало певческой карьеры тот захудалый днепропетровский ресторан. Ќо € где-то читала, что всЄ началось гораздо раньше, когда ваш дед кузнец запевал в кузне, а вы ему подпевали…

– ƒеда € хорошо помню. Ѕывало, дома собирались гости, и он всегда молчал. ƒо тех пор, пока не выпивал стакан водки. ѕосле этого он сразу запевал, да так громко, что начинали и собаки ла€ть и коровы мычать в унисон с ним. Ќу и € заодно с ними. » деду сразу закрывали рот, чтоб только было тихо. ѕолучалось, что он не мог закончить не одну песню. » от этого начинал плакать. ƒедушка учил мен€ кузнечному делу. Ќе то, чтобы он хотел, чтобы € пошел по его стопам, он бо€лс€, что € не научусь зарабатывать на кусок хлеба. ƒед видел, что € очень ленив и приучал мен€ к труду, стимулиру€ кое-какой денежкой. (—меЄтс€). я иной раз думаю: хорошо, что дед не дожил до того времени, когда € стал артистом: он бы, конечно, огорчилс€. Ќазвал бы мою профессию «дурной». Ёто точно.

– ѕочему тогда, в ƒнепропетровске, вы согласились петь за еду?

– ѕотому что € всегда был голодный, был нищий и был не одет. «наете, € как только начинаю детство вспоминать, мне сразу хочетс€ пойти перекусить…  ѕотом, когда € стал зарабатывать, € стал сытым, стал хорошо одеватьс€. ƒенег стало хватать, но € не знал, что с ними делать. ћен€ не т€нуло покупать дома, дачи, €хты, как это было модно всегда, как это модно сегодн€… ¬ одно врем€ € даже затосковал, потому что не знал, что делать дальше, к чему стремитьс€. ј потом стал ковыр€тьс€ в себе, обнаружил за собой огромное количество недостатков и решил их победить. » жить снова стало интересно. ћой ум и мо€ душа посто€нно зан€ты тем, что пытаютс€ избавитьс€ от пороков.

– ѕозвольте полюбопытствовать, как вы учились в школе? Ќаверное, были отличником?

– я очень плохо училс€ в школе, потому что мен€ никто не заставл€л. Ѕабушка говорила: «—лавик не ходи ты в эту дурну школу!»  огда € научилс€ читать, она вообще вздохнула спокойно, мол, молитвы читать можешь, значит, и вовсе в школу можно не ходить. ƒед же, когда видел в моЄм дневнике хот€ бы тройку, от радости пил неделю: видел, что ума у мен€ прибавл€етс€! “ак что в школу € ходил поскольку постольку, но учител€ ко мне хорошо относились. Ќа уроки пени€ все сбегались, потому что € пел и мой голос звенел как колокольчик. ћожет, они мен€ жалели, ещЄ и потому, что € был сиротой и рос как бурь€н при дороге…

– ƒол€ веро€тности в этом есть, пожалуй. ярослав јлександрович, а что было дальше? ѕосле ƒнепропетровска?

– ѕосле ƒнепропетровска, уже женившись во второй раз, € переехал в Ѕелоруссию, с ресторанами там было сложно, поскольку все места в них были зан€ты. –ешил податьс€ в филармонию, но стесн€лс€ жутко, у мен€ ж не было образовани€, € не знал нот. Ѕыла така€ программа «ѕам€ть», коллектив численностью п€ть-шесть человек ездил по сЄлам Ѕелоруссии, выступал. “ак вот там был один талантливый певец, который, как все талантливые люди, любил крепко выпить. ќднажды он напилс€ и надебоширил так, что его посадили на 15 суток. ј тут попалс€ коллективу €, мен€ попросили подменить певца-дебошира. Ќарод в сЄлах мен€ сразу положительно прин€л, полюбил. ј когда освободилс€ бессменный солист, коллектив обратилс€ к руководству и попросил оставить мен€ вместо него…

–  ак же слухи о молодом певце ≈вдокимове докатились до ћосквы?

– ѕомогла передача «јлло, мы ищем таланты!» Ѕыла така€ “ать€на  орфилова, котора€ ездила по всем республикам и искала талантливых молодых людей.  огда она мне предложила приехать в ћоскву, € долго отказывалс€, потом приехал, выступил и получил диплом лауреата. ѕосле «“алантов» в моей жизни по€вилась ќльга ћолчанова со своей передачей «Ўире круг!» ћолчанова уникальна€ женщина! ” неЄ был потр€сающий нюх  на людей, которые ещЄ не знали, что с еЄ руки станут звЄздами. я отча€нно сопротивл€лс€, а ќльга мен€ тащила и тащила… ћосквичей € раздражал, потому что был чужим среди своих. ј у мен€ никогда не было зависти, и € не стремилс€ ни с кем соревноватьс€. —егодн€ € ћолчановой очень благодарен. ѕожалуй, мо€ творческа€ биографи€ началась именно с неЄ.

– ярослав јлександрович, ваш голос не мен€етс€ с годами, он становитс€ только величественнее…

– Ќеправда, он хуже становитс€, потому что с возрастом св€зки грубеют, а € еще и курю, курю по-страшному!  ак только закурю, впадаю в уныние. » так в этом унынии и живу уже лет 40-45… «ато алкоголь не пью совсем и диету соблюдаю. ƒиета артисту, конечно, нужна.  ому интересен артист, одинаковый в ширину и в длину? Ќа мен€, такого, перестали бы ходить! “ак что € держу себ€ в форме.

– ј как же сало?

– —ало? —ало – это наркотик! —амое вкусное сало – украинское. я не знаю, как они его делают и чем они корм€т того кабана, что он такой вкусный!... ѕомню в молодости € мог выпить граненый стакан горилки и закусить куском сала. ћы тогда бравировали: мол, вон сколько выпил и не падаю! Ќо мне кажетс€, мы не пь€нели, потому что пели. ¬от как только выпьешь – и сразу песн€ пошла! я бы, наверное, так и пел, как дед, только по пь€нке, но, слава Ѕогу, пон€л: чтобы красиво петь, надо учитьс€, нужен педагог. ¬едь и в армии, и в ƒнепропетровске, и позже € пел и тенором, и басом, и баритоном, но только не своим голосом. ѕоэтому получалось неестественно. ¬ Ѕелоруссии € поступил в музыкальное училище; педагогам со мной пришлось нелегко, потому что они не могли сами пон€ть, что у мен€ за голос. » там, и в ћоскве, € искал себ€, свою манеру исполнени€. —лушал пластинки с классикой, слушал Ўал€пина, старалс€ что-то у него перен€ть. » думаю, что € правильно делал: заниматьс€ надо посто€нно, каждый день, до конца жизни. ј если ты этого делать не будешь, то пиши пропало!

– ярослав јлександрович, вы можете петь басом, баритоном, тенором, готовились петь в опере, почему же именно такой репертуар у вас… простенький?

– ѕовтор€ю: потому что € человек деревенский. я родилс€ в деревне, а дл€ деревни опера была чем-то непон€тным.  огда по радио выступал какой-нибудь оперный певец, бабушка сразу выключала его. Ќароду нужна проста€, хороша€, красива€ песн€. ”краинские народные песни очень красивые, они ближе к народу, к человеку. ј оперное искусство оно ведь не дл€ всех, оно элитарное. ќно мне нравитс€ до сих пор, но мне хочетс€ быть ближе к народу.  ак-то € пробовал включить в репертуар джазовые композиции. » отчЄтливо почувствовал, что залу это не понравилось. Ћюди кричали: «ƒавай « олодец» уже!» ќни привыкли к моему незатейливому репертуару.

– Ќо вы же понимаете, что вы не совсем формат?

– ƒа, € отдаю себе отчЄт в том, что сегодн€ концерт, целиком собранный из народных песен, публику не соберет. ћолодежи народные пенсии уже не очень интересны и это печально, ведь народна€ песн€ така€ штука, она собиралась веками, отсеивались песни средние, оставались только золотые хиты.  огда € приезжаю на ”краину, и за столом люди начинают петь народные украинские песни, у мен€ комок к горлу подкатывает, хочетс€ заплакать. » думаетс€: «√осподи, как же талантлив народ, сочинивший эти песни!» ¬ 2009 году вышел €кобы мой диск «20 хитов от ярослава ≈вдокимова». Ќо диск этот издавал не €, а спекул€нты, решившие разжитьс€ на моЄм имени, € с этого дела не получил ни копейки. Ќо, знаете, отчасти благодарен этим пиратам: пусть хоть так люди слушают мои песни… я пон€л, что даже вопреки тому, что мен€ называют «неформатом», мой неформат расхватываетс€ как гор€чие пирожки. ѕосле этого € стал брать на концерты свои диски, и оказалось, что они разлетаютс€ в момент.

– ќчень любопытно, следите ли вы за «форматными» артистами? Ќовых звЄзд замечаете?

–  онечно!  ое-кто у нас довольно неплохо поЄт! ћне нрав€тс€ ¬алери€,  ристина ќрбакайте, ѕолина √агарина и даже Ѕор€ ћоисеев! ќн очень органичный, хоть и смешной.

– ј с кем бы вы спели дуэтом?

– Ќи с кем, не умею € этого. ћне как-то предлагали и с –отару спеть, и с другими… Ќе моЄ это, € сам по себе!

– “огда коснЄмс€ темы пересечени€ репертуаров. Ќекоторые ваши песни кое-кто перепевает без спроса…

– Ёто вы, наверное, о песне «–оза красна€ мо€», которую  иркоров теперь поЄт? ƒа, не слишком всЄ это при€тно, некрасиво он поступил, даже не позвонив, не уточнив моего мнени€… я записал эту песню давным-давно, а  иркоров всЄ равно по€вл€етс€ на телевидении гораздо чаще, чем € и другие артисты…

– ярослав јлександрович, вы выступали во многих странах. ѕомните, где вас принимали лучше всего?

– ¬ »спании, »талии, √ермании, √реции. ¬ основном на ура идут, конечно, народные песни. ’от€ чтобы спеть некоторые из них, надо так дать по ушам! «ато народ поражаетс€, аж вздрагивает оттого, как «русский медведь» поЄт.

– ј были ли у вас концерты на вашей родине, на западной ”краине?

– Ќет, несмотр€ на то, что там € прожил 25 лет своей жизни. ћне кажетс€, что мои так называемые земл€ки почувствовали, что € не свой.

–  то приходит на ваши концерты? „то это за аудитори€?

– ѕублика разна€ – это и двадцатип€ти- и восьмидес€тилетние. ¬ основном, конечно, женщины, ведь € дл€ них пою. ≈сли приход€т мужчины, то за компанию с женщинами.

– ¬ы разгл€дываете своих зрителей?

– Ќе всегда, ведь обычно в концертном зале очень темно, освещаетс€ только сцена. ¬ таких случа€х € смотрю в потолок. Ќо чаще всЄ-таки стараюсь найти в первых р€дах лицо, внимательно слушающее мен€.  огда есть контакт, работать на сцене легче. Ќо бывает, что этого контакта нет: зритель приходит на концерт с работы, очень уставший... —амый уставший и самый скромный зритель у мен€ в  ирове: там люди даже не встают танцевать, когда € приглашаю. Ѕуду честен: каждый раз € волнуюсь, переживаю и боюсь. я знаю, что мне надо отработать концерт так, чтобы не было халтуры, которой так много сегодн€. я работаю без фонограммы, это т€жело. Ќо так хочетс€, чтобы люди, приход€щие на концерт отдыхали душой, забывали обо всех своих проблемах!

– ярослав јлександрович, вы «аслуженный артист –‘, Ќародный артист Ѕелоруссии, а на ”краине, на вашей родине, вам званий так и не дали?

– Ќет, на ”краине у мен€ званий так и нет, там все считают мен€ русским. ћожет, потому что € ≈вдокимов, а не ≈вдокименко… ’от€ с возрастом мен€ всЄ больше т€нет на родину, в –овенскую область.

– ¬ы хотели бы жить в деревне?

– ¬сегда мечтаю. Ќо дело в том, что когда € приезжаю в деревню, то устаю от неЄ уже на второй-третий день. Ќа ”краине бардак. я вижу там кучу мусора, а другие его не замечают. » дл€ мен€ это трагеди€.

– ј кем вы себ€ чувствуете по национальности?

– ѕополам – наполовину русским, наполовину украинцем.   –оссии, признаюсь, больше прикипел: здесь ко мне хорошо относ€тс€, приглашают на концерты, здесь € востребован. Ќа ”краину мен€ не приглашают, более интенсивно € работаю в –оссии. –осси€ – мо€ втора€ родина.

– Ќет ли у вас ностальгии по советскому времени?

– „уть-чуть. ¬о-первых, когда был —оветский —оюз, € был молодой и скучаю по себе, молодому. ¬о-вторых, при советской власти было не так уж плохо, было даже хорошо в социальном плане. Ћично мне советска€ власть дала квартиру, а когда € получил звание Ќародного артиста, дала вторую, ещЄ больше. —егодн€ купить квартиру невозможно. ¬ моЄм коллективе есть музыкант, который уже дес€ть лет снимает в ћоскве квартиру, потому что приобрести жильЄ в столице – это из области фантастики.

– ярослав јлександрович, в начале этого года мы прин€ли участие в программе «ѕусть говор€т»…

– ƒа, там € узнал о себе и своей родне много нового! ’от€, знаете, «прин€л участие» громко сказано. ћен€ вообще обманули, как и всех, кого туда приглашают: сказали, что будет мой бенефис, что будут говорить исключительно о моЄм творчестве, а сами стали «копать» под мен€, искать родню, детей… Ќа передачу привезли не только мою 92-летнюю маму, но и брата где-то нашли, сына от первой жены пригласили... ≈му сейчас 42 года. ј ещЄ € узнал, что у мен€ две внучки и что € почти три года назад стал прадедом. ћой правнук живет в »талии, его зовут ƒеннис. — одной стороны, всЄ это было трогательно и при€тно. — другой стороны было непри€тно, что это вид€т все, что мы не могли спр€тать от лиц многомиллионной аудитории своих слЄз… Ќадо было в суд на организаторов передачи подавать!

– ¬ас поддержала во врем€ передачи дочь √ал€, приехавша€ из ћинска.  стати, правда, что она работает над вашим имиджем?

– ƒа. я человек консервативный, а √ал€ делает то, что € хочу. я ей довер€ю. √ал€ подстригает мен€ уже 20 лет, в парикмахерскую € не хожу. ћне кажетс€, что € у неЄ самый т€жЄлый клиент, потому что € достаточно капризен.

– ¬ы не предлагали ей переехать в ћоскву?

– ѕредлагал. Ќо √ал€ продолжает жить в ћинске, р€дом с мамой, говорит, что ћосква – это не еЄ город, потому что она спокойный человек, а ћосква город суетный.

– ¬ы сегодн€ живЄте с третьей женой, »риной  рапивницкой, котора€ моложе вас на 18 лет…

– ƒа. » живЄм мы вместе уже более двадцати лет. ∆ивЄм так: она в ћинске, а € в ћоскве. Ќо »рина ко мне приезжает каждую неделю. ћожет, поэтому у нас сохран€ютс€ хорошие отношени€. Ќе знаю, было бы так, если бы видели друг друга каждый Ѕожий день. — моим-то характером… –азбежались бы! ј так, наша истори€ не закончена, мы до сих пор присматриваемс€ друг к другу. »рина мне нравитс€ тем, что мало разговаривает.

–  роме немногословности что вам ещЄ нравитс€ в женщинах?

– —лабость и беззащитность. Ёто присуще не каждой, конечно. Ћично мне женщина начинает нравитьс€, когда € чувствую, что еЄ есть за что пожалеть. —ильные, самосто€тельные женщины сами выживут, им мужчины не нужны. ћужчины влюбл€ютс€ в слабых.

– ј вы знаете, что некоторые женщины только притвор€ютс€ слабыми?

– ƒа, €, кстати, это часто замечаю! Ќо и € д€дька опытный, обмануть мен€ сложно! ѕо крайне мере, сложнее, чем кажетс€! (—меЄтс€). я влюбл€лс€ много раз, мо€ жена »рина – женщина кротка€. я на пылкую любовь уже не способен. «наете, професси€ много забирает. Ќе то, чтобы у мен€ не хватало сил на страстную любовь, но если € погружусь в неЄ, то сцена навсегда отойдет на задний план. ј € этого не хочу… ћо€ главна€ песн€ ещЄ не спета. ѕри этом мне неизвестно, сколько мне √осподь ещЄ отпустит. ќчень хочетс€ что-то оставить после себ€. „тобы потом кто-нибудь услышал это «что-то», и подумал: ««дорово пел, собака!»

–одилс€ ярослав в одной из деревень –овенской области. ќн по€вилс€ на свет в тюрьме. –одители были жертвами послевоенных репрессий Ћавренти€ Ѕерии. ƒетство ярослава прошло в деревне на «ападной ”краине. “ам, в –овенской области, его вырастили дед с бабушкой и тЄт€, сестра матери. ƒед ≈вдокимова был высококлассным кузнецом.

¬о врем€ службы в —оветской јрмии ярослав вместе со своими земл€ками попал на  раснознаменный —еверный флот, в —евероморск, в посЄлок ¬ид€ево. “ри года прослужил в строительном отр€де. Ѕыл ротным запевалой. ƒемобилизовавшись, вернулс€ в родную деревню. ѕозже переехал в ƒнепропетровск и устроилс€ работать на шинный завод. ѕодрабатывал пением во второразр€дном ресторане. ѕозже был переезд в Ѕелоруссию, уже с женой, потом – работа в филармонии. „уть позже началась активна€ гастрольна€ жизнь, работа в јнсамбле песни и пл€ски Ѕелорусского военного округа.

ћолва о талантливом певце из ћинска докатилась и до ћосквы. √олос артиста стал часто звучать и в программах ¬сесоюзного радио. ќн оканчивает музыкальное училище по классу вокала и становитс€ солистом республиканского радио и телевидени€. ѕозже ему присваивают почЄтное звание Ќародного артиста Ѕ——–. Ќо жить на два города – ћоскву и ћинск – ≈вдокимову становилось в т€гость. —ейчас он проживает в ћоскве. ¬ 2005 году ярославу ≈вдокимову присвоено почЄтное звание «аслуженного јртиста –оссии.

ярослав ≈вдокимов живЄт в гражданском браке с »риной  рапивницкой. ” певца есть сын јлексей от первого брака и дочь √алина от второго. ƒве внучки ≈вдокимова, Ќаталь€ и ќльга, проживают в ћилане (»тали€). ” старшей внучки есть сын ƒеннис.