RU14
Погода

Сейчас-12°C

Сейчас в Якутске

Погода-12°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -18

4 м/c,

с-з.

753мм 43%
Подробнее
USD 92,26
EUR 99,71
Образование «Школа радости»: по методике Амонашвили

«Школа радости»: по методике Амонашвили

«Господи, благодарю тебя за то, что доверил воспитание своего чада!», – эти слова советует произносить всем родителям и учителям известный грузинский педагог Шалва Амонашвили. Его методика воспитания детей пронизана уважением к ребенку, направлена на развитие личности и построение доверительных отношений между детьми, родителями и учителем. Система Шалвы Амонашвили получила название «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе». Первый проект педагога назывался просто – «Школа радости». Сегодня идеи этого подхода воплощаются в жизнь в детских садах и школах по всему миру и, конечно, в отдельных семьях.

В этом году Шалве Амонашвили исполнилось 82 года. Но он по-прежнему ведет активный образ жизни – участвует в семинарах в разных городах России, конференциях, отвечает на нескончаемые вопросы родителей. Для многих он не просто учитель, который передает знания, а мудрец, заставляющий задуматься о своей жизни. Его лекции полны понятных для каждого примеров из жизни, юмора и философских размышлений.

Учителя, мамы и папы обращаются к работам знаменитого педагога, чтобы найти конкретные ответы на конкретные вопросы – что делать, если ребенок не убирает за собой игрушки, как правильно наказывать за проступки и как установить с ребенком контакт. Но находят в трудах Шалвы Александровича мысли, которые приводят к самой сути проблемы и заставляют посмотреть на систему воспитания другими глазами. Ведь он не просто обобщил опыт известных педагогов, создал собственную методику, но и сам является любящим отцом и дедушкой. Это отражено в его книгах «Письма к дочери», «Исповедь отца сыну».

По мнению Шалвы Амонашвили, есть несколько видов воспитания – стихийное – как получится; традиционное, которое определяется традициями семьи; идейное – подчиненное некой идее; и системное. Именно последнее, по словам известного педагога, основа гармоничного развития.


Системное воспитание состоит из пяти элементов. Их нельзя рассматривать как тест с ответами «да» или «нет», скорее, это открытые вопросы самому себе. Мы их приведем с пояснениями знаменитого педагога. Итак:

  1. Взгляд на ребенка. Кто он? Зачем пришел в эту семью? К чему стремится? Исходя их этих ответов, возникают следующие вопросы: какова моя ответственность; что я могу вложить в него?

  2. Цель воспитания. «В советские времена говорили, что нужно воспитывать верных строителей коммунизма, а сейчас – верных «путинцев»? Нужно для себя определить, какого человека вы хотите вырастить – доброго, порядочного?», – подчеркивает педагог.

  3. Подход к ребенку. Нужно установить правила, которые нельзя будет нарушать, даже если захочется накричать, нагрубить ребенку.

  4. Личность воспитателя. Достоин ли я воспитывать своего ребенка? Ребенок – наше зеркало. Если ребенок не слушается, не убирает игрушки, нужно задуматься – а всегда ли мы сами поддерживаем порядок в доме и т.д.

  5. Образ нашей жизни. Есть ли доброта, уважение, любовь в семье? У Льва Толстого, который был гениальным педагогом, есть такое высказывание: «Истинное воспитание ребенка – воспитание самих себя».

В учебных заведениях, работающих по методике Шалвы Амонашвили, стараются всячески помочь ребенку покорить новую вершину знаний, ощутить радость от преодоления еще одной ступеньки. А разве обычные школы не хотят этого? По мнению Шалвы Александровича, многие годы в системе образования складывалась позиция диктаторства, когда учитель становился не наставников, а «палачом», карающим плохими оценками и негодующими записями в дневниках. В школах, которым близки идеи знаменитого педагога, не пользуются красными «пугающими» чернилами, если они вызывают у детей только стресс, не просто ставят отметки, а учат детей самим давать оценку каким-то событиям, фактам, побуждая размышлять, выражать свое мнение.

В 60-70-х годах Шалва Александрович возглавил массовый эксперимент в школах Грузии. Первым проектом была «Школа радости» в Тбилиси. В ней в 1961 году он первым в СССР начал эксперимент по работе с детьми-шестилетками. Цель эксперимента была одна — вырастить просто хороших людей, и Шалва Александрович считает, что она была достигнута.

В начале педагогической деятельности Амонашвили дали самую ужасную школу в Москве, куда «ссылали» всех отстающих детей. За два года он превратил её в образцовое учебное заведение. Когда в школу пришла министерская комиссия с проверкой, чиновники были изумлены произошедшей переменой. Все спрашивали: а где же недоразвитые дети? На что Амонашвили отвечал, что детей надо любить и с ними заниматься, тогда в них расцветают чудесные цветы талантов.

Известный педагог считает, что все в школе зависит вовсе не от реформ, а от конкретных учителей. Шалва Александрович призывает педагогов постоянно развивать свое педагогическое мастерство. Его трилогия «Педагогическая симфония», книга «В школу с шести лет» становятся даже для опытных педагогов вдохновляющим откровением.

В своих лекциях, книгах педагог часто обращается к религии, приводит примеры из Библии. Это заставляет некоторых настороженно относиться к идеям Амонашвили. Но сам педагог уверяет, что уважение и любовь к детям должны быть первостепенными, независимо от веры. Именно поэтому книги Шалвы Александровича переведены на многие языки мира.

Система гуманно-личностного подхода к детям в образовательном процессе рекомендована Министерством образования России для массового применения в работе школ. Но почему-то педагоги, опирающиеся в своей работе на идеи Шалвы Амонашвили, до сих пор считаются новаторами, заметно отличающимися от своих коллег.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления