13 августа четверг
СЕЙЧАС +15°С

РЖД отстает от велосипеда, а инфляцию разгоняют импортные овощи

Поделиться

Правительство вынашивает планы по девальвации рубля, автозаправки обзаводятся душевыми, компании готовят сокращение штатов, а чиновники берут откаты даже за танки. Об этих и других событиях недели – в нашем обзоре.

За дешевой нефтью придет дешевый рубль

Эксперты наперебой просчитывают варианты развития событий в экономике России при уменьшении мировых цен на нефть. Большинство аналитиков сходятся во мнении, что точка безубыточности для российских нефтяных компаний дежит в диапазоне $45-55 за баррель. То есть возможная цена в $60 за баррель, которой усиленно пугали нефтяников, на самом деле не так уж катастрофична. Другое дело – бюджет страны, в значительной степени формируемый за счет нефтяной ренты. В случае падения цен на нефть российское правительство просто девальвирует рубль, считает главный экономист «Тройки-Диалог» Евгений Гавриленков. С прогнозом согласен и аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук: «Ослабление рубля частично компенсирует падение цен на нефть, так как операционные расходы и большая часть капитальных вложений номинированы в рублях». 

Бюджет сократят вдвое непонятно за чей счет

К августу Минфин пообещал разработать кризисный вариант федерального бюджета-2013. Бюджет будет рассчитан исходя из цены на нефть $60 за баррель. Это значит, что расходная часть бюджета по сравнению с этим годом должна быть сокращена практически вдвое. Бюджет-2012 изначально был основан на цене на нефть в $100 за баррель, а в мае пересмотрен, исходя из $115. Эксперты признаются, что не понимают, за счет чего можно будет урезать расходы. Грандиозные проекты типа Сколково или моста на о. Русский останутся священными коровами. Завотделом экономической теории ИМЭМО РАН Сергей Афонцев: «Это именно те расходы, которые, похоже, никогда никто сокращать не будет. Ни для кого не секрет, что значительная часть денег, выделенных на эти проекты, исчезает в «черных дырах», но их финансирование только растет. Последние данные – на саммит АТЭС потратили в 4,5 раза больше, чем планировалось. Но какая польза экономике от моста на остров Русский?» Оборонзаказ, напротив, планируется даже увеличить. Остается секвестирование ивестиционных проектов и социальных расходов.

Оборонку душат откаты

Срыв гособоронзаказа в 2011 году случился из-за запредельной коррупции, признают чиновники. «Откаты в оборонной промышленности составляют 2–5% для государственных предприятий и 20% – для коммерческих компаний», – заявил зампред комитета по обороне и безопасности Совета Федерации Анатолий Бондарук. Объем гособоронзаказа на 2012 год составляет 677,4 млрд руб. Далее эта сумма должна ежегодно возрастать. «В 2013 году гособоронзаказ составит 1,24 трлн руб. В 2014 году – уже 1,5 трлн. Всего на программу перевооружения армии до 2020 года планируется потратить 20 трлн руб. Общий объем гособоронзаказа для всех силовых ведомств на этот год составляет 1,769 трлн руб. Глава «Центра военного прогнозирования» Анатолий Цыганок считает, что коррупции способствует атмосфера повышенной секретности. В России, по его словам, закрытая часть гособоронзаказа составляет 30%, а в США – 2,5%. Кстати, в 2012 году Россия экспортирует военной продукции на $5,7 млрд, при этом портфель экспортных заказов российского ОПК составляет $43 млрд. 

На АЗС можно будет помыться и заночевать

Российские нефтяные компании одна за другой строят на трассах многофункциональные АЗС с дополнительными услугами – душевыми кабинами, стоянками, прачечными и мотелями. ТНК-BP планирует в течение двух-трех лет открыть более 30 многофункциональных автозаправочных комплексов (МАЗК) под брендом BP на ключевых трассах европейской части России, инвестировав более 5 млрд руб. Главная особенность таких комплексов – полный спектр услуг: на них предусмотрены отдельные заправочные площадки для грузовых автомобилей, парковки на 12 грузовых и 10 легковых авто, душ, стирка и сушка белья, а также кафе с завтраками и обедами. Строительство каждого МАЗК обойдется ТНК-BP примерно в 166 млн руб. – в среднем вдвое дороже, чем строительство обычной заправки (70-90 млн руб.).

Зато продажи топлива на таких суперАЗС на 60-170% выше. «Роснефть» в прошлом году начала строительство аналогичных многофункциональных АЗС вдоль трасс, ведущих в Сочи. На 120 «олимпийских» АЗС (из них 66 – МАЗК) «Роснефть» собиралась потратить 13 млрд руб. Правда сейчас программу решено сократить – комплексов останется около 20. «Лукойл» открыл первый МАЗК в прошлом году, а сегодня у компании уже около 10 суперАЗС, рассказывает близкий к компании источник. «Газпром нефть» и «Башнефть» тоже собираются развивать многофункциональные комплексы, отмечают их представители.

Одной рукой копим, другой – занимаем

Внешний долг России к 1 июля 2012 года вырос до $585 млрд (с $545 млрд на 1 января), сообщает Центробанк. Таким образом, за полгода внешний долг увеличился на $39,8 млрд, или на 7,3%. Для сравнения: объем Фонда национального благосостояния (всероссийской «заначки» на черный день) к 1 июля подрос до 2,8 трлн руб. ($85,6 млрд).

Росстат настаивает на росте экономики

Росстат выпустил сообщение, в котором в очередной раз подтвердил свою оценку роста ВВП России в первом квартале 2012 года на 4,9%. Объем ВВП за первый квартал 2012 года составил в текущих ценах 13,49 трлн руб. Индекс его физического объема относительно первого квартала 2011 года составил 104,9%. По данным Росстата, расходы на конечное потребление в январе-марте выросли на 5%, расходы домашних хозяйств – на 7,2%, а расходы государственного управления – снизились на 0,5%. Расходы некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, остались на прежнем уровне. Валовое накопление в РФ в первом квартале выросло на 10,5%, экспорт вырос на 4,4%, импорт – на 10,2%.

Инфляция вновь разгоняется

По данным все того же Росстата, рост потребительских цен в июне составил 0,9%, причем за последнюю неделю (с 25 июня по 2 июля) – 0,8%. Резкий скачок цен обусловлен повышением с 1 июля тарифов естественных монополий. По сравнению с концом июня жилищные услуги подорожали на 6,2%, водоснабжение на 3-3,2%, отопление на 2,4%, электроснабжение на 4,7%. Вместе с тем, практически такими же темпами – на 3-4% – выросли цены на овощи, тогда как остальные продукты подорожали незначительно, а крупы, молоко и яйца и вовсе подешевели. С 1 июля были также повышены акцизы на моторное топливо, алкоголь и табак. При этом стоимость водки за неделю увеличилась на 1,7%, а цены на топливо остались прежними. Интересно, что если инфляционный скачок в начале июля из-за повышения тарифов был ожидаем, то резкий рост стоимости продовольствия, особенно овощей, выглядит неожиданно. В июне цены на плодоовощную продукцию выросли на 13,4%, в том числе лук за месяц подорожал на 39,6%, белокочанная капуста – на 28,6%, картофель – на 24,4%, морковь и свекла – на 21,9% и 18,3% соответственно. Аналитики считают, что в скачке цен «виноват» ослабевший курс рубля, так как изрядная часть продовольствия в Россию импортируется из-за границы.

Российские компании готовятся увольнять

7% российских компаний планируют сокращения штатов в 2012 году. В прошлом году таких было вдвое меньше – всего 3%, говорится в полугодовом обзоре российского рынка труда, опубликованном международной рекрутинговой компанией Adecco Group.Плановое увеличение зарплат в 2012 году ожидается в среднем на 9% (опрошенные компании указывали от 7 до 12%), в то время как в предыдущие годы (кроме кризисных 2008-2009 г.г.) рост в среднем составлял 12-15%.В обзоре также приводится разница в зарплатах у столичных, питерских работников, а также сотрудников компаний из Екатеринбурга. Так, средняя зарплата в Питере составляет 81% средней в московских компаниях, в Екатеринбурге еще ниже – 58% московской. Неожиданный вывод исследования – уровень дохода рядовых производственных рабочих во всех трех городах практически идентичен. «Острая нехватка рабочих рук вынуждает производственные предприятия покупать их за любые деньги», – делают вывод аналитики Adecco Group.

Скорость перемещения грузов по РЖД упала ниже скорости велосипедиста

РЖД опубликовала отчет за 2011 г. Согласно этому документу средняя скорость грузовых составов упала на 10% до 10,3 км/ч (с учетом времени на погрузку-разгрузку, а также стоянок на станциях). Это в шесть раз ниже, чем, например, в Китае (62 км/ч). Главная причина снижения скорости – износ локомотивов, который составляет 74,9%, отмечается в отчете. Еще один фактор – износ инфраструктуры. Третья причина, по словам анонимного источника в РЖД, состоит в том, что выстроенная еще при СССР система не рассчитана на работу почти 2000 независимых операторов. Пока РЖД была главным собственником вагонов, только она решала, когда и куда они должны идти, но к середине 2011 г. монополия лишилась почти всего парка и вагоны стали мешать друг другу.

Плохие дороги не на что ремонтировать

Всем установленным нормативам отвечает лишь 36,4% региональных дорог и 60,4% дорог местного значения, говорится в свежем докладе Росавтодора. В шести субъектах дорог, соответствующих показателям качества, и вовсе менее 10%. При этом не все регионы готовы выделять средства на дорожное хозяйство. Пятнадцать субъектов, судя по их бюджетному законодательству, направили в дорожные фонды меньше, чем должно поступить в фонды. Большие отклонения обнаружились в Северной Осетии (в фонде 66% от необходимого объема), Калининградской области (70%), Башкирии (75%). Рекордсмен – Калмыкия: из источников, установленных региональным законодательством, в дорожный фонд должно поступить 817,1 млн руб., но плановый объем фонда лишь 30 млн. Реальные затраты на дорожное хозяйство, по данным ассоциации «Радор», в 2011 г. в среднем по России составили 10,7% от нормативов, план на 2012 г. – 15,1%.

Использованы материалы Slon.ru, Kommersant.ru, Vedomosti.ru, Rian.ru.

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!